Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 21 января 2016 г.
Полезные аксиомы почтальона Печкина
В чем связь ближайших выборов в Госдуму и безобразий, царящих в одном из самых закрытых рязанских ведомств



Ежемесячно «Левада-центр» проводит социологические опросы, оценивающие положение дел в стране. Результаты оперативно отражаются на их сайте и в последнее время снижается процент опрошенных, считающих, что движение осуществляется в верном направлении. К сожалению, если в июне 2015 года таких опрошенных было 64%, в октябре – 61%, то в декабре – 56%. Разница – 5% (от 61 к 56) составляет относительные 8% снижения за два месяца, что не может оставить равнодушным.

Понятно, что тут свою роль сыграли и цена на нефть, и валютный курс, и кризис, но приложили руку и те, с виду незначительные элементы государственной системы, которые по долгу службы должны решать проблемы населения, повышая качество его жизни и снижая напряженность, а в итоге добиваются прямо противоположного эффекта.

В очередной раз к этой мысли меня привело полуторачасовое ожидание получения заказного письма в отделении связи. Видимо, интервьюеры не опрашивали при проведении соцопроса моих сострадальцев по очереди, иначе даже вызывающие панику 56% скатились бы к значениям, считающимся статистической погрешностью.

Разумный человек в общих чертах понимает принципы мироздания. В больнице – лечат, в парикмахерской – стригут, в кинотеатре – показывают кино, в кафе – кормят, в магазине – продают что-то, соответствующее его профилю, а на почте – оказывают почтовые услуги. Казалось бы, логично? Но не в этом случае. В стремлении заработать больше, в отделениях связи решили принимать коммунальные платежи населения. Почему бы и нет – удобно, ведь отделения находятся в шаговой доступности от места проживания. Услуга это выгодная – с каждого платежа почта получает реальный процент, так что вполне разумно было бы в рамках этой непрофильной прибыли оборудовать удобное рабочее место, трудоустроить сотрудника и оказывать востребованную услугу, увеличивая активы баланса. 

Но это – рассуждения здравого человека. В рязанском отделении «Почты РФ», видимо, слышали шутку о том, что для того, чтобы корова меньше потребляла кормов и давала больше молока, ее надо реже кормить и чаще доить. Однако отсутствие чувства юмора могло способствовать тому, что шутка могла быть воспринята как рецепт. В результате прием коммунальных платежей стали осуществлять штатные работники почты (а зачем тратиться на прием новых?), в том же единственном окне, где принимают и выдают корреспонденцию и оказывают все остальные почтовые услуги (ради чего почта создавалась и содержится бюджетом). Все это приводит к тому, что потратить пару часов на получение письма воспринимается не самой большой неудачей. И это не аллегория. Сам на прошлой неделе полтора часа получал заказное письмо. 

По аналогии с медициной, можно представить, например, что в очереди в регистратуру или в приемное отделение наряду с больными выстраиваются страждущие граждане, которыми с утра востребованы миллилитры огненной жидкости. Поликлиника, допустим, с радостью предоставляет в розлив данную платную услугу, но как это соотносится с интересами больных и профилем заведения? Абсурд? Согласен. Но пример почты – заразителен. Хотя успокаивает аксиома, озвученная почтальоном Печкиным: «Если бы мы с ума сошли, то не оба сразу. С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют».

Возвращаясь к соцопросам, спросим себя: а чем руководствуются жители, оценивая работу «властей»? Федеральные и региональные власти они видят в основном по телевизору. Вживую же сталкиваются чаще всего с медработниками, работниками ЖЭУ, сбербанка и почты. И именно общение с этими представителями создает у людей устойчивое оценочное мнение о работе «власти» в целом. И если тот же Сбербанк с электронными очередями и удобными офисами почти не вызывает нареканий, то «Почта России» портит всю статистику. 

Удивительно. Казалось бы – все операции типовые, процедуры отлажены годами, все регламентировано, на лабораторных работах студенты рассматривают кейсы и ситуации гораздо сложнее, и даже первокурсники щелкают их как орехи. А тут, как верно заметил Печкин – «Не шапка, а одна вентиляция!». Загадка. 

Вспомним еще одну цитату Игоря Ивановича П. – «Так не бывает, чтоб дети сами по себе были. Дети обязательно чьи-нибудь!». Так и Почта России – не сама по себе, а Федеральное государственное унитарное предприятие. То есть принадлежит государству. Судя по всему, с зарплатами бюджет не обижает, если до сего момента ими не выполнено требование законодательства, обязывающего публиковать на своих сайтах сведения о доходах и имуществе руководства. Попытки найти эти данные не увенчались успехом, несмотря на то, что еще 3 сентября прошедшего года Генеральная прокуратура РФ проверила исполнение законодательства о противодействии коррупции в ФГУП «Почта России», в результате чего, как указано на официальном сайте ведомства: «В связи с допущенными нарушениями при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера приказами генерального директора общества пять работников предприятия привлечены к дисциплинарной ответственности». 

Если даже после этого данные о доходах на рязанском сайте не удается найти, можно предположить, что причины скрывать их весомы. К слову сказать, федеральное руководство ведомства не стесняется своих заработков. В открытом доступе на официальном сайте ФГУП «Почта России» размещены сведения о доходах руководителей за 2013 год. Например, генеральный директор Д.Е.Страшнов получил 50,7 миллиона рублей, замдиректора С.Е.Емельченков – 44,5 миллиона рублей, замдиректора И.П.Галактионова – 40,2 миллиона. Но о доходах рязанского руководства почты приходится только догадываться. Впрочем, это не так и важно, ведь, судя по эффективности работы, зарплаты не являются мотивирующими факторами. 

Итак, первый исконно русский вопрос «Кто виноват?» мы рассмотрели. Нельзя обойтись без второго: «Что делать?». 

Начавшийся год судьбоносен для страны предстоящими выборами в Государственную Думу. Уже сейчас тысячи технологов от Калининграда до Владивостока сидят в различных штабах и пытаются придумать компоненты повестки, с которой партии и кандидаты пойдут к людям. Не секрет, что их труд сейчас совсем не прост, работают на износ, нервы на пределе. Нужны идеи. И на помощь вновь приходит спасительная фраза Печкина: «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!» Роль спасительного «велосипеда» может с успехом сыграть Почта РФ. Предположим, что любая партия, блок или фронт возьмет на себя координацию действий по наведению порядка на почте. Идея будет воспринята жителями «на ура». Привлекаются общественники, домовые комитеты, ТОС, советы ветеранов, создается электронная карта нарушений. Как это сработает? Строго по закону. Отстоял человек длинную очередь за письмом, подвергся грубости или стал жертвой нарушений, тут же пишется обоснованная жалоба начальнику данного отделения. Все это отображается в виртуальном пространстве. В этом случае у начальника есть несколько дней на принятие решения – либо наказать исполнителя, либо посчитать его действия допустимыми, то есть принять ответственность на себя. В первом случае – «сарафанное» радио распространит эту информацию по всем отделениям связи, работники которых убедятся в неотвратимости наказания.

Допустим, что наказания не последовало. Прекрасно – для воспитательных целей, в целом, это даст больший эффект. Следом пишется обращение в адрес руководителя регионального управления уже с жалобой на действия начальника отделения связи. У того начальника – та же дилемма. Но уже большая мотивация сохранения рабочего кресла. 

Если будет наказан руководитель отделения, волна пройдет по почтовой системе очень отчетливо. Если обращение будет проигнорировано, то идет коллективное обращение в руководство ФГУП России – в Москву. Там, без сомнения, уже сформирована «скамейка запасных», которые только ждут формального повода для освобождения достойного места. И вновь назначенный начальник не забудет причину, по которой он смог занять освободившееся кресло. И уж он точно постарается не повторять ошибок предшественника, значит, начнет с удесятеренной энергией устранять причины недовольства, выстраивая эффективную работу в подотчетных отделениях. Перед глазами у нас относительно свежий пример с той же «Почтой России», когда в 2013 году завалы посылок на таможне стоили должности руководителю «Почты РФ». Новый директор тогда не просто моментально эти завалы разгреб, но и не допускает повторения ситуации до сего дня. 

Да, лес рубят – щепки летят, и рассмотренный метод несколько противоречит либеральной концепции управления «кнутом и пряником» по причине отсутствия мучной составляющей. Но тут важно учитывать и местную особенность. На рязанской земле, к сожалению, этот метод часто наилучшим образом работает, когда пряник – жесткий и им тоже бьют.
Итак, от момента старта описанного проекта наведения порядка на почте до заметных результатов пройдет не так много времени, что позволит его реализаторам уже к сентябрю заслуженно озвучивать лозунг: «Навели порядок на почте – наведем и в остальном». Но важно помнить, что езда на велосипеде отличается тем, что наездник с железным конем падает, как только прекращает вращать педали. Так что и тут важно не останавливаться после выборов и после почты продолжать наводить порядок и дальше.
 
Владимир ХОЛОПОВ