Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 21 сентября 2023 г.
Через тернии к «вафлям»
Завесу над будущим рязанского общественного транспорта обещают приоткрыть осенью. Но некоторые детали этого документа уже понятны


На пресс-конференции в рязанской мэрии 18 сентября вдруг выяснилось, что концепция развития общественного транспорта Рязани практически готова. Еще буквально пара недель, заявил заместитель главы администрации Михаил Ромодин, и ее проект представят народу. Исполняющая обязанности начальника управления транспорта Ирина Черноусова сказала, что презентовать модель могут до конца сентября. Она-де вообще разработана еще в ноябре 2022 года, просто долго проходила множество согласований. Вице-губернатор Артем Бранов, кстати, об этом знал и обещал, что скоро концепцию вынесут на общий суд.


Бранов обсуждает с разработчиками новую транспортную модель в 2022 году. Фото: vk.com

Но еще весной презентацию отложили на 2024 год. А потом поменялось руководство города, Елену Сорокину сменил Виталий Артемов, и откладывать, видимо, стало не нужно. 

Разработчиком проекта была организация под названием «Строй Инвест Проект». Свою работу по муниципальному контракту она сделала за 25 миллионов рублей. Заметим, что компании не давали задание реформировать систему распределения и согласования подрядов на перевозки. От нее требовали только оптимизировать сеть маршрутов и распланировать ее развитие. За двадцать пять бюджетных «лимонов». Сделать то, для чего существует управление транспорта мэрии. Детали этой оптимизации мы скоро узнаем.

До завода и обратно

Да, в Рязани во многом еще сохраняется советская система автобусных маршрутов. Даже глубокие пенсионеры помнят, что в Борки по-прежнему надо ехать на 11-м, в Горрощу на 16-м и 23-м, в Строитель на 7-м, на нефтезавод на 6-м, в Соколовку на 12-м, в конец Касимовского шоссе на 20-м, а в Недостоево на 21-м. На этих направлениях мало что изменилось за тридцать лет.

Между тем советская система создавалась под совершенно другие задачи. В городе работало несколько крупных заводов – и к ним надо было доставлять рабочих, причем именно из районов, где эти заводы строили своим сотрудникам жилье. Так и появлялись фактические маршруты «на нефтезавод», «на керамзавод и мехзавод», «на Красное Знамя», «на металлокерамику».

А троллейбусные маршруты четко привязаны к расположению контактной сети. Со времен распада СССР появилась только одна новая линия: через проезд Шабулина.

Испугались перевозчиков

Все могло бы поменяться в 2019 году, если бы была принята концепция, которую в 2018-м разрабатывала фирма из Санкт-Петербурга. Идея новой схемы проста: выделить самые загруженные и выгодные маршруты и отдать их муниципальным автобусам большой вместительности. А другие направления доверить коммерческим перевозчикам, которые сами скорректируют, как им выгоднее ездить.

Но это привело бы к конфликту с предпринимателями, работающими в этой сфере. А среди них были такие серьезные и крупные компании, как «Рязаньтрансавто» – директора которой, Алексея Громова, застрелили в 2019 году.

Весной 2021-го при очередном переделе власти в рязанской мэрии выяснилось, что в транспортной сфере довольно много зависит от личных связей. Ушел в отставку заместитель мэра Владимир Бурмистров – и тут же исчезло довольно много машин подрядчиков на 17-м маршруте: работать без поддержки важного человека иногородним перевозчикам не хотелось.

Громким судебным делом, которое региональное управление антимонопольной службы возбудило против муниципального предприятия «Управление рязанского троллейбуса», закончилась попытка мэрии нанять некую компанию «ВестЛайн». С ней без всякого конкурса заключали по 120 разовых договоров в день. Это очень хорошо показало, что творят чиновники, когда у них есть выбор «хотим – решим, а хотим – нет».

И вот снова общественности и депутатам предстоит рассмотреть еще одну концепцию. Или модель – кому как приятнее называть.

Хорошо забытое новое

Летом 2023 года для городского транспорта начали действовать два нововведения, которые включены в будущую концепцию: выделенные полосы и «вафельная разметка» на загруженных поворотах.


Выделенка на Московском шоссе

Вторую, правда, уже пытались вводить на Первомайке в 2019 году, но тогда эксперимент закончился, едва начавшись.


Первомайский проспект. Первая в Рязани вафельная разметка. Фото: speedcam.online

Про выделенные полосы транспортные чиновники областного правительства и мэрии Рязани говорили уже лет шесть, но решились их ввести только летом, во время ремонта теплотрасс на Первомайском проспекте у «Дома художника». По этим полосам (соседним с тротуаром) жестко запретили ездить обычным машинам – повесили видеокамеры и начали штрафовать нарушителей, за месяц «оприходовав» более 150 автолюбителей. Со временем те приучились объезжать участки ограничений по улицам Вокзальной, Каширина и Семинарской.

Такие же полосы появились и на Московском шоссе. Эксперимент уже доказал: пробка в сторону центра между торговыми комплексами «Премьер» и «Барс» теперь не только в часы пик. Многие объезжают затор перед железнодорожным мостом, уходя перед «Барсом» направо. И возвращаются обратно по Михайловскому шоссе, перекресток которого с Московским стал регулируемым.

Что касается желтой клетчатой разметки, возникшей на перекрестке у филармонии, то это участок, на который запрещается въезжать, если впереди образовался затор, а водителю нужно ехать прямо.  Штраф для нарушителей – 1000 рублей.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Товарищ Ли уже все понял!


Наши страницы в соцсетях
Илья Крейков