Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 22 августа 2013 г.
Отцовство – путь к чемпионству


Рязанский маэстро настольного тенниса Алексей ЛИВЕНЦОВ – о семейной гармонии, бронзовых ощущениях и непокоренных вершинах


 
Сильнейший рязанский теннисист, воспитанник нашего известного тренера Игоря Микрюкова Алексей Ливенцов сейчас переживает заметный подъем в своей профессиональной карьере. За последние пару лет в его активе появились две «бронзовых» медали чемпионатов Европы, но самое главное – стабильное положение в национальной сборной России и неутолимая жажда больших побед.


 
– Алексей, приятно отметить, что за последнее время тебе удалось заметно пополнить и без того внушительную коллекцию наград.
 
– Действительно, побед и раньше хватало, просто сейчас их ценность значительно возросла. Если раньше, когда я был кандидатом в национальную команду, случались отдельные всплески на международной арене, то сейчас результаты стали более стабильными, а успехи яркими. Все это самым благоприятным образом сказывается на моем положении в сборной, да и общий рейтинг растет.
 
– А не поздновато ты попал в главную команду страны?
 
– По-хорошему, конечно, поздновато, но время, думаю, еще есть. Да и жалеть о прошлом я как-то не привык, тем более что всё и так довольно неплохо складывалось. Если разобраться, то ведь это я сам упускал возможности, которые у меня были. А с другой стороны, жизнь постоянно ставит нас перед выбором, в результате приходится принимать то или иное решение, и в некоторых ситуациях оно оказывается не то чтобы неправильное, просто потом понимаешь, что, наверное, все же нужно было поступить по-другому. Сейчас об этом трудно судить, поскольку неизвестно, как в противном случае сложилась бы моя дальнейшая судьба.
 
– Из последних достижений, наверное, особое место занимает выход в 1/8 финала чемпионата мира-2013 в парном разряде?
 
– Признаться, после того как мы успели дважды стать бронзовыми призерами чемпионатов Европы, как-то несколько поменялось восприятие всего происходящего. Не скажу, что мы прыгали от счастья, хотя, конечно же, были очень довольны показанным результатом. Но всё же это состояние было не сравнить с тем, когда в 2011 году мы в первый раз завоевали европейскую «бронзу». Вот это действительно было для нас чем-то из разряда чего-то невероятного: достижение сколь неожиданное, столь же и приятное. После этого мы стали гораздо увереннее чувствовать себя на международной арене, а успехи воспринимать как-то более спокойно. По этим причинам вторая «бронза» уже не вызвала столь бурной радости, хотя, как известно, подтвердить результат всегда сложнее, чем добиться чего-то в первый раз. Но в психологическом плане сделать это нам было уже гораздо проще.
 
– Это стало пределом ваших возможностей или все же осталась какая-то неудовлетворенность?
 
– Честно сказать, я даже расстроился больше, нежели обрадовался, потому что финал был очень близок. И нам было вполне по силам туда попасть, но решающие игры, как известно, довольно своеобразные, у них своя история. Если же отбросить в сторону эмоции, то это, конечно же, несомненный успех, так же, как и выход в 1/8 чемпионата мира, ведь свою задачу-минимум мы как бы выполнили. Но сейчас-то я уже слишком хорошо понимаю, что годы бегут, и для того, чтобы чего-то добиться, нужно задачи не выполнять, а прыгать выше головы. Иначе так и будешь довольствоваться всего лишь какими-то «неплохими» результатами.
 
– А сам с чем связываешь этот подъем?
 
– Кроме того, что стал мудрее, самым благоприятным образом на моей карьере сказывается отцовство, я даже не могу толком описать свое новое состояние, но мне оно очень нравится. Огромное удовольствие получаю, когда нахожусь в кругу семьи, рядом с женой и ребенком. Думаю, свою заметную роль играют и мотивация, и ответственность. Теперь мне просто жаль терять время, поэтому ко всему стараюсь подходить с полной концентрацией, работать по максимуму.
 
– Супруга у тебя тоже теннисистка, двукратная чемпионка страны, не возникает перенасыщения теннисом?
 
– Нет, Юля прекрасно разбирается в теннисе и своими советами очень мне помогает. Но самое ценное, что у нас есть, это полное взаимопонимание. Так уж получилось, что с рождением сына ей пришлось пожертвовать какой-то частью карьеры, но она уже возвратилась в строй и успела обзавестись очередным титулом. 
 
– Алексей, твои последние успехи напрямую связаны с Михаилом Пайковым, а как возник ваш тандем?
 
– Долгое время пару я играл с Рубцовым, но когда он отказался от участия в турнире, в спешном порядке мне пришлось подыскивать себе нового партнера. У Михаила на тот момент возникла аналогичная проблема, так что всё произошло в какой-то степени случайно. Дебютировали мы в 2011 году на чемпионате России, который оказался для нас знаковым: во-первых, мы его сразу выиграли, а, во-вторых, преодолели очень сложную сетку, у нас было десять матчболов. После этого отправились на чемпионат Европы, и  пошло-поехало.
 
– Когда в 2011 году на Открытом чемпионате Китая ты одержал победу над одним из самых титулованных игроков в истории настольного тенниса, журналисты раскопали, что ты стал чуть ли не первым европейцем, огорчившим Ма Линя на его родине!
 
– Как это произошло, я и сам толком не понял, ведь в таких матчах сложнее всего выдержать именно психологическое давление. Выигрываешь одну партию, вторую, потом вдруг настает момент, когда происходит какой-то щелчок в голове, а с ним полное осознание происходящего. Это самое страшное, ведь запросто можно сломаться и отдать заведомо выигрышную встречу. Первые два сета остались за мной, третий – за Ма Линем, четвертый в упорной борьбе опять взял я, после чего пошли качели: на меня уже давила сама ситуация, на него – трибуны, забитые под завязку китайскими болельщиками. В седьмом сете, когда счет был уже 10:2 в мою пользу, Ма Линь полностью мобилизовался и стал набирать очки, но я уже не верил, что могу проиграть. А после победы (4:3) минут 20 не мог покинуть смешанную зону: все хотели взять автограф, сфотографироваться. На тот момент это действительно была самая настоящая сенсация. 
 
– В нынешнем году ты уже успел принять участие в пяти ПроТурах: большее предпочтение отдаешь международным турнирам?
 
– Наверное, так просто получилось, ведь стараюсь не пропускать и серьезных стартов в России. На самом деле нынешний год у меня лучший за все время выступления и в клубном чемпионате страны, где я 27 матчей выиграл и только в трех уступил. Это был один из лучших показателей среди участников.
 
– Алексей, ты – многократный чемпион России в различных категориях, вот только в одиночном разряде до сих пор ограничиваешься серебром…
 
– Это как раз именно тот случай, когда неудачи идут исключительно от переизбытка желания победить, в итоге просто перегораешь. У меня даже за последние годы было множество возможностей, когда в полуфинале вел и 3:0, и 3:1, но в итоге останавливался буквально в шаге от заветной цели. Вообще, наш чемпионат страны – соревнование своеобразное, конечно же, мне по-прежнему хочется его выиграть, но также я понимаю, что это далеко не самое главное в карьере.
 
– Ну, и напоследок такой, чисто журналистский вопрос: какие задачи ставишь перед собой на будущее?
 
– Сейчас у меня уже собственное восприятие и оценка последних выступлений. Достаточно сказать, что на трех из последних четырех ПроТуров я проигрывал одному и тому же спортсмену, а именно первой ракетке мира, то есть по сетке постоянно доходил до него. Не думаю, что у меня какие-то несбыточные цели. Естественно, хочу выиграть медаль на первенстве Европы, который будет осенью, хочу оказаться в призерах на мировом чемпионате, хочу попасть на Олимпийские Игры и там проявить себя. Хотеть можно многого, но при этом нужно реально оценивать свои силы, а я сделать этого просто не в состоянии. С одной стороны, все мы ограничены и возрастом, и физиологическими возможностями, опять же от травм никто не застрахован. Но именно сейчас моя карьера движется в гору, и я надеюсь, что этот процесс будет продолжаться бесконечно.
 
Юрий МАТЫЦИН