Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№07 от 23 февраля 2017 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Шекспир в новой упаковке
 Ольга Будина вместе с ансамблем «Мадригал» и жителями Вероны изобрели машину времени

В который раз хочется вспомнить известную фразу, приписываемую Немировичу-Данченко: «Выйдет на площадь актер, расстелет коврик, и, если он талантлив, – это уже театр». Ну а если еще зазвучит и музыка, то театр выстроится буквально. 14 февраля, в День влюбленных, Рязанская филармония представила зрителю «Ромео и Джульетту». На сцене одна-единственная актриса – великолепная Ольга БУДИНА, единая во всех лицах. Но главную роль на этот раз она разделила с музыкой: в исполнении ансамбля «Мадригал» прозвучали подлинные сочинения шекспировских времен. И из этих бестелесных звуков, словно из молекул и атомов, соткалась, материализовалась, ожила и задышала великая история любви.



– С ансамблем «Мадригал» мы знакомы уже три года
, – рассказывает актриса Ольга Будина. – До «Ромео и Джульетты» у нас был еще один спектакль, не менее прекрасный, – «Белоснежка». Я очень люблю этот ансамбль. Запомнилось 50-летие «Мадригала» в Концертном зале им. Чайковского: меня тогда поразило настоящее столпотворение – народ только что на люстрах не висел! «Мадригал» – легендарный коллектив, его музыка знакома всем с детства. Как часто, листая виниловые пластинки, я встречала эту надпись: «Записано ансамблем старинной музыки «Мадригал»»! И вот выпадает такая неожиданная творческая удача поработать с этим ансамблем. Я очень рада, что это случилось в моей жизни, и надеюсь, наши совместные концерты будут продолжаться еще долго.

С подобной литературно-музыкальной программой Ольга выступает в Рязани тоже не в первый раз. Маленьким слушателям она хорошо запомнилась в роли «Снежной королевы»: любимая всеми история прозвучала в сопровождении Рязанского симфонического оркестра. Абонемент «Сказки с оркестром» существует в филармонии уже несколько лет, и за это время в нем приняли участие десятки ведущих артистов российского театра и кино. Однако «Ромео и Джульетта» во многом стала особенной работой.

– «Ромео и Джульетту» готовили несколько дольше, – продолжает Ольга Будина. – Если обычный проект с симфоническим оркестром делается, как правило, с двух репетиций, то здесь времени понадобилось больше. Хотелось поискать новые интересные ходы: и с моей стороны, и со стороны ансамбля. В результате получился настоящий театр, некий новый жанр – литературные истории с музыкальным сопровождением. Что это дает? Прежде всего, расширяет воображение зрителя. Известный сюжет, знакомые фразы, подкрепленные музыкой, предстают в новом свете. Очень важно, чтобы между музыкой и литературой был выдержан правильный баланс. Нельзя сказать, что это моноспектакль в сопровождении (хотя по форме так оно и есть). У ансамбля здесь своя – тоже главная – роль. Текст и музыка абсолютно равнозначны.

Залогом такого гармоничного созвучия является продуманная композиция. И здесь нельзя не упомянуть имя Ксении СУЕТИНОЙ, директора ансамбля «Мадригал», автора литературно-музыкальных композиций. Как шутит руководитель «Мадригала», известный лютнист Александр СУЕТИН: «Она никого к этому делу не подпускает (даже меня). Все придумывает сама, находит музыку, делает партитуру. Нам остается только хорошо сыграть».

«Мадригал» – один из старейших (основан в 1965 году) и наиболее авторитетных ансамблей старинной музыки. Диапазон максимально широкий: от раннего средневековья до барокко. Звучание аутентичных инструментов, на которых играет коллектив, придают произведениям особое очарование, создавая иллюзию переноса во времени. Хотя музыканты сразу предупреждают: на сцене – копии.

– Подлинные старинные инструменты того времени очень берегут, это все музейные экспонаты, – поясняет Александр Суетин. – Да и стоит, например, лютня XVI века баснословных денег. Так что хранятся они в основном для изучения. А уже нынешние мастера делают по ним современные копии. Это обычное дело. И в то время инструменты регулярно переделывались, обновлялись. Такого культа, как со скрипками, здесь нет. Все было гораздо проще. Деревянные духовые вообще долго не жили, из-за постоянной влаги их приходилось часто менять. Очень хрупкие и щипковые инструменты… Бывают моменты, когда я «пренебрегаю» правилами и вставляю современные инструменты. Например, хорошо вписывается в наш состав современный гобой. На нем можно исполнять музыку и старинную, и нашего времени. Сегодня, например, прозвучит знаменитая тема Нино Рота из кинофильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».

Средневековые улочки Вероны, шумные площади и величественные дворцы, сад для уединенных свиданий, печальные гробницы – все это рисует музыка. Так же, как она рисует страсть и восторг, необъяснимую злобу и ненависть, отчаяние и расставание с жизнью… Музыкальную партитуру концерта составили сочинения Генри Перселла, Джона Доуленда, Клаудио Монтеверди, Уильяма Крофта – композиторов, живших в разных странах, но принадлежавших к одной эпохе. Любопытно, что, скорее всего, Доуленд и Шекспир были знакомы лично. Можно встретить и предположение, что именно Доуленд своими рассказами о Дании, где он долгое время был придворным лютнистом, вдохновил Шекспира местом действия «Гамлета» сделать Эльсинор.

Впрочем, Александр Суетин замечает, что в данном случае композиция совсем не обязательно строится точно по эпохе:

– Главное, чтобы музыка по настроению, по смыслу совпадала с текстом, который читает актер. Она точно подобрана под действие, которое происходит в трагедии Шекспира. Во время стычек, сцен фехтования в музыке должен отражаться накал страстей. В моменты счастья – легкость и влюбленность, в смертный час – скорбь. Сохраняются все основные линии, текст купирован очень незначительно. Но все это лучше услышать!..
 
Фото Андрея ПАВЛУШИНА



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы