Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№03 от 25 января 2024 г.
Уперся Мурогом
И.о. ректора Рязанского госуниверситета объяснил свои скандальные шаги


Исполняющий обязанности ректора РГУ им. Есенина Игорь Мурог провел в этом подвешенном статусе уже более года. Достигнутое руководителем за год вызвало бурю споров и эмоций. На днях первое лицо университета дал большое интервью порталу YA62.ru. «Новая» подробно изучила материал, приводим самые интересные выдержки.


Игорь Мурог. Фото: vk.com

О работе в классическом РГУ: прежде Мурог трудился в основном в военных вузах и даже возглавлял их. Чем отличаются эти два вида заведений?

– Принципиально ничем. Подходы и руководящие документы для любого вуза одинаковые. 

Кто инициатор его отправки в РГУ?

– Мое назначение было связано с предложением губернатора Рязанской области Павла Викторовича Малкова.

Отлично. Теперь знаем, кого «благодарить».

О массовом уходе преподавателей. Как сообщил сам Мурог, из 486 за год уволились 44.

– Когда я пришел сюда год назад, соотношение профессорско-преподавательского состава к студентам было 1 к 9,5. А есть норматив: один преподаватель на 12 студентов. Сейчас мы добились показателя 1 к 11,7.

Среди уволившихся есть и именитые учёные. В первую очередь Вячеслав Козляков – крупнейший специалист по Смутному времени и XVII веку, хорошо известный в профессиональном историческом сообществе страны. Среди покинувших РГУ и Пётр Акульшин – один из главных рязанских историков-краеведов.

– Они не были большими величинами по той простой причине, что занимались обучением студентов по остаточному принципу. У них нагрузка учебной работы была 0,2 и 0,3 ставочки. Основное время они занимались и получали зарплату как начальники научно-образовательных центров. Ни у Козлякова, ни у Акульшина научной школы в институте нет, нет ни своих аспирантов, ни своих лабораторий. Университет с их уходом не потерял абсолютно ничего.

На минуточку, у доктора Козлякова только семь книг вышли в серии ЖЗЛ.

О резком сокращении учебных часов на работу преподавателей со студентами.

– Все домыслы, что здесь произошло какое-то нарушение, – беспочвенны. По любой программе, которая у нас реализуется, соотношение контактной работы и самостоятельной соответствует государственному образовательному стандарту.

О долгах РГУ.

– Год назад долг университета был почти 65 миллионов рублей. Теперь остались невыполненные обязательства за декабрь 2023 года, речь о десяти миллионах.  После их оплаты в январе и феврале РГУ полностью закроет долг.

О «ботоферме» вуза – в соцсетях на главной странице РГУ «ВКонтакте» зачищаются критические комментарии. Есть информация, что студентов принуждают писать позитивные отзывы, а преподавателей потом все это подсчитывать.

– Прежде чем такие вещи заявлять, надо найти тех студентов и преподавателей, кто ночами считает эти комментарии. Этой дурью, а иначе и не назовешь, никто не занимается (про зачистку негатива не сказал ни слова, – ред.).

О принудительной уборке мусора.

Игорь Мурог заверил, что слухи о том, что студентов заставляют убираться в аудиториях, – неправда. По его словам, максимум, о чем их просят, это выносить урну между занятиями, поскольку мусор очень быстро скапливается. И добавил, цитируем, «аудитории студенты не моют и не убирают».

У источников телеграм-канала «Мемфак РГУ» другая версия вместе с фотоподтверждением.

«Фото с трех разных факультетов», – говорится в сообщении ТГ-канала, появившемся почти сразу после упомянутого интервью.




Фото: ТГ-канал «Мемфак РГУ»

О выпускных.

Раньше старшекурсники получали дипломы в стенах родного вуза, в камерной и уютной обстановке, церемонию спокойно посещали их родители, близкие люди. Но в 2023-м порядок кардинально изменился: выпускников всех факультетов собрали на Соборной площади Рязани. Каждому факультету выдали свой стол, и вручение дипломов стало похоже на многопоточный конвейер. Родителей и вовсе отодвинули – многие желающие спокойно насладиться столь важной для их ребенка церемонией такого удовольствия были лишены. Зато здесь были поющие десантники, курсанты ФСИН, полевая кухня и священник со святой водой. В альтернативной группе вуза «ВКонтакте» – «Мемфак РГУ» – появилось обращение к главе региона и федеральному министру образования с просьбой обратить внимание «на вопиющую ситуацию, которая происходит с нашим любимым вузом». Катализатором для обращения стали именно потерянный праздник и обида за родных.

Экспериментальные церемонии прекратили, следующий выпуск (филологов и химиков) проходил под крышей, но тот пост очень быстро набрал свыше полутысячи поддерживающих лайков. Но…

– Та негативная часть, которая вылилась, – это единицы. Единицы из тысячи человек, которые выпускались. Это мнение не большинства, а меньшинства. Мы придерживаемся мнения большинства. А в угоду меньшинства делать никто ничего не должен.

РЕАКЦИЯ

«Бульдозер военного автомобилиста проехался по вузу»

Вот что в беседе с журналистом YA62.ru сказал в ответ на интервью и.о. ректора вынужденный уволиться из вуза известный историк Вячеслав Козляков.


Вячеслав Козляков. Фото: 
rsu.edu.ru

По поводу упомянутых в интервью «0,3 ставочки» – они появились по приказу Мурога, до этого у ученого была обычная ставка профессора. После уменьшения ставки руководитель перестал подписывать документы, необходимые для работы над грантом, которую в тот момент вел профессор. Однако проект все равно удалось успешно завершить.

Еще в марте 2023 года, спустя несколько месяцев после прихода Мурога в вуз, Козляков подписал коллективное письмо сотрудников РГУ в Минобразования, рязанскому губернатору и в другие инстанции. По словам известного на всю страну ученого, своей позиции относительно нового руководства он не скрывал, а дальнейшие события, связанные с увольнением доктора наук из РГУ, могут быть личной местью и.о. ректора.

– В своих целях Мурог вспоминает в интервью прежнего ректора РГУ Анатолия Петровича Лиферова, собираясь оставить такой же «добрый след». Только теперь говорить об этом бесполезно, бульдозер военного автомобилиста проехался по вузу, круша научные центры и судьбы людей, которые в большинстве своем были приняты на работу при Лиферове. Ни один ректор, прекрасно понимающий уникальность профессуры в вузе, никогда бы не сказал, что «это не потеря, а приведение к нормативам», – считает Козляков.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Заберите его обратно, пожалуйста!»


Наши страницы в соцсетях

Наталья Поддубная