С конца прошлого года в РГУ им. Есенина правит военачальник. С тех же пор вуз теряет высококвалифицированных преподавателей и целые подразделения. На очереди – студенты, особенно платники, потому как непонятно, за что им теперь платить.
Исполнять обязанности ректора под занавес 2022-го сюда прислали Игоря Мурога. Обладатель полковничьих погон, он 20 лет служил в разных военных вузах страны, а в 2015-м возглавил гражданский – рязанский Политех. Оттуда громких жалоб, во всяком случае, публично, на него не поступало. В том же 2015-м стал депутатом Рязанской областной думы от «Единой России».
Но в вузе с вековой историей Мурог, несмотря на все регалии, основательно испортил свою репутацию.
Игорь Мурог (второй справа) в честь Дня ВДВ отжимался на камеру. Интересно, ко Дню географа 18 августа побежит? Фото: vk.com
Ликвидатор
Здесь полковник-автомобилист с порога стал менять порядки. Для начала распорядился перекрасить урны и убрать курилку на улице.
Игорь Мурог. Фото: vk.com
«Мурог стоит с секундомером на входе в главный корпус вуза и ловит опоздавших студентов. После заставляет студента, его декана и преподавателя, на занятие к которому тот опоздал, писать объяснительные. Еще требует, чтобы студенты вставали при его появлении», – писали рязанские СМИ через неделю после назначения.
Но ко всем этим армейским порядкам в вузе относились больше с иронией. Смеха поубавилось, когда дело дошло непосредственно до учебного процесса: стало известно о планах по снижению контактной работы преподавателя со студентами. А это – число пар.
Согласно этим проектам, из 100% всего учебного времени лишь 35% придется на занятия с преподавателями – и на теорию, и на практику вместе взятые. Оставшиеся две трети – самостоятельное обучение.
А при уменьшении часов работы со студентами считается, что снижается нагрузка на преподавателей и есть повод убрать «лишние» ставки. Кроме того, появилась и конкретная информация о сокращении штата преподавателей на 30%.
В скором времени ликвидировали молодежный камерный хор, прославлявший университет почти два десятилетия. Да что там хор… Игорь Мурог объявил о планах закрыть научно-исследовательскую лабораторию по изучению и охране биоразнообразия. Ее основали в РГУ еще 1995 году. То есть в «лихие 90-е» сумели открыть, сейчас закрывают.
Марина Казакова. Фото: rsu.edu.ru
Бессменный руководитель лаборатории вслед за этим известием решила уволиться. Так вуз остался и без доктора биологических наук, заведующей кафедрой биологии и методики ее преподавания Марины Казаковой. Уволился из РГУ и доктор наук, один из ведущих специалистов России по теме Смутного времени Вячеслав Козляков. Историк пришел сюда еще во времена ректора Анатолия Лиферова. Последний, как «Новой» рассказывали их тогдашние коллеги, заполучив сотрудника такого уровня, «пылинки с него сдувал».
Вячеслав Козляков. Фото: gvardiya.ru
А сейчас, как пылинки, сдувают преподавателей: по информации «Новой», только за минувшую зиму уволились 40 человек – доктора наук, профессора, квалифицированные доценты, занимавшиеся профессиональной подготовкой специалистов. С тех пор поток заявлений не прекращался.
– Многие намерены уходить. Даже в другие сферы, лишь бы не работать с Мурогом. Он просто выдавливает преподавателей, – пояснил «Новой» один из сотрудников университета. – Тенденция последнего времени – увольнение тех, кто достиг пенсионного возраста. Они могли бы еще долго преподавать, но многие в таких условиях решили уйти.
Под себя
Чтобы были понятнее методы нового руководителя, расскажем, как в июне здесь прошли выборы ученого совета. Этот орган для Мурога важен, поскольку именно он формирует и правила выборов ректора, и состав конференции, которая за того голосует. А вы подумали о науке?
Кандидатуры из желающих претендентов первоначально отбирает Министерство науки и высшего образования РФ, но дальше голосуют сотрудники вуза. А полковник ведь так и остался и.о. И готовится к выборам.
Прошлая конференция на 2/3 состояла из научно-педагогических работников. Мурог же предлагал сократить их долю до 50%, вторую половину полностью наполнив теми, кто проголосует за него безропотно – представителями административного крыла РГУ. Весной ученый совет это предложение отклонил. Тогда в ход пошли другие инструменты: решили изменить сразу системы набора членов и ученого совета, и конференции. Ну, чтобы два раза не ходить.
Поздним вечером 11 мая члены ученого совета получили по электронной почте проект решения, касающегося конференции, а уже утром 12-го должны были проголосовать – и тоже по email. Притом, что ровно в это время многие из них были на занятиях.
То есть членов ученого совета де-факто поставили перед необходимостью срочно проголосовать за ничем не подкрепленные цифры, которые вызывали целый ряд вопросов. Например, почему норма представительства делегатов конференции одинакова для института психологии, педагогики и социальной работы с 46 ставками научно-педагогических работников и для факультета русской филологии и национальной культуры с 33 ставками?
В итоге новую конференцию впопыхах выбрали, а попытки ряда ученых указать на нарушения, равно как и вопросы по квотам проректор, председатель комиссии по проведению конференции Лариса Лазуткина просто проигнорировала.
Спустя месяц подобным образом провели и выборы ученого совета. Списки кандидатов до последнего сохранялись в тайне: информации не было на сайте РГУ, загодя она не рассылалась и тем, кто будет голосовать. Письма пришли только после обеда 14 июня – само голосование было назначено на 15-е.
И тут выяснилось, что место именитых и опытных преподавателей в перечне заняли молодые сотрудники без опыта руководящей работы. Итог: прошли все, кто оказался в предложенном руководством списке.
Из 45 членов нового ученого совета РГУ теперь лишь 9 (!) докторов наук. Это всего 20%, то есть пятая часть. Для сравнения, в прошлом составе у половины была докторская степень.
Полковника никто не ждет
Выше речь шла о преподавателях. В июле голову подняли и студенты. Те из них, кто вуз только что окончил: после вручения дипломов разгорелся скандал. Высказывать наболевшее открыто стало не страшно. Тем более что последняя капля коснулась не только студентов, но и самых близких им людей.
Вместо традиционного вручения дипломов на каждом факультете отдельно, всех собрали в одно место толпой – церемонию из камерной обстановки РГУ переместили на набережную у кремля. И организовали здесь конвейер – выпускники просто подходили к столам, забирая документы.
Сюда же пригнали военный караул из десантников, учащихся ФСИН и… не угадаете – полевую кухню с кашей. Но и это не все.
«Свежий воздух и конвейерный стиль – лишь немногое, что напоминало присягу на плацу. Для антуража тут же поющие курсанты», – написал один из пользователей сети.
Места для родителей не организовали. А о площадке проведения предупредили за полтора часа. В итоге отпроситься с работы успели далеко не все. Такое вот трепетное отношение к родителям, часть из которых отдали немалые деньги за обучение.
Вскоре появилось открытое письмо выпускников, опубликованное на альтернативной странице вуза в соцсети «ВКонтакте». На официальной, судя по отзывам, «удаляют неугодные комментарии».
Послание адресовано министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову и губернатору Рязанской области Павлу Малкову.
«Мы могли закрывать глаза на временные чудачества Мурога. Иногда они были скорее забавные, как дежурство с секундомером по утрам. Но у всего есть предел, – говорится в открытом письме. – Мы последний выпуск истфака, кому довелось учиться у настоящих мастеров своего дела. Благодаря действиям Игоря Мурога исторический факультет потерял отличных специалистов, которые воспитали не одно поколение студентов. Хотелось бы надеяться, что следующие поколения студентов не застанут такого позора. Уважаемые лица, обладающие властью! Заберите его обратно, пожалуйста!»
Лица молчат. Что зимой, когда уже пошел поток увольнений из РГУ, что сейчас. С кем в итоге останется университет? С немногими фанатами профессии. И военачальником.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ