Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№47 от 25 ноября 2010 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



История «интернациональной» семьи режиссера Владимира Деля ожила на сцене
Прошлый сезон для рязанцев был ознаменовал отрадным событием: в 2009 году начался цикл спектаклей скопинского театра «Предел» на камерной сцене Рязанской филармонии. Ставший уже легендарным спектакль по Достоевскому «Кроткая», рождественская мистерия «Ангел прилетел!», пушкинский «Скупой рыцарь» под бой барабана в моноспектакле Ильи Деля «Жадный DJамба», лиричный «Интимный дневник отличницы» в исполнении Екатерины Авданькиной…

Рязанские гастроли скопинского театра продолжаются и в сезоне 2010–2011. В ноябре рязанцы увидели премьеру – «Гуссенбах – Кочугурки» – история, в которую невозможно было бы поверить, если бы она не была абсолютной правдой.




«Гуссенбах – Кочугурки» – спектакль в духе doc-театра.  Реальная история о том, как встретились на земле русская женщина из села Кочугурки Скопинского района и немецкий мужчина из села Гуссенбах Саратовской области. Автор сценария – сама жизнь. Владимир и Ирина Дель, их сын Илья Дель (выступивший режиссером спектакля) представили в этой постановке историю своей собственной семьи.

Отец Владимира Деля – поволжский немец Фердинанд, родившийся в поселке Гуссенбах. В первые дни Великой Отечественной войны всех их депортируют: в считанные часы выселяют с родных мест, разлучают, бросают в вагоны и увозят в неизвестное. Его жена Марта умирает, не выдержав тягот пути. Дочь Эльза попадает в Казахстан. Самого Фердинанда высылают в трудармию на шахты Скопинского района Рязанской области.

Колючая проволока, насквозь продуваемые бараки и тяжелый беспросветный труд в шахте – вот чем стала для Фердинанда его новая родина. Добросердечные местные жители носят трудармейцам еду. Среди них и 22-летняя русская девушка Мария из деревни Кочугурки. В мае 1941 года она проводила мужа в армию. Известие о начале войны застает ее на базаре. Посреди людской паники и внезапно обрушившегося горя ее сердце пронзает тяжелое предчувствие о муже: смерть близка!.. И сердце не ошибается. Вскоре приходит страшная весть: пропал без вести. На руках у Марии остается трехмесячная дочка Тамара.

Они знакомятся в день Пасхи, когда Мария передает Фердинанду через колючую проволоку крашеные яйца. В этот светлый день пересекаются две исковерканные судьбы. Гнездо, свитое из колючей проволоки, стало на сцене символом новой семьи, зарождающейся в таких нечеловеческих условиях.

В страшной бедности, нищете и лишениях строят свою жизнь Фердинанд и Мария. Параллельно действию на сцене идет видеоинсталляция. «Вот здесь, – на видео Владимир Дель показывает заросший кусок земли, – была землянка, в которой жили мои родители». В крошечной землянке едва хватало места, чтобы расставить нехитрый скарб, топчан, печурку. Но в печурке теплится огонь, и в семье продолжается жизнь!.. В гнезде появляются три красных пасхальных яичка – рождаются мальчик и девочка, а вскоре еще один мальчик. И именно он, спустя много лет, решил рассказать историю своих родителей со сцены своего театра…

Название спектакля – «Гуссенбах – Кочугурки» – звучит как маршрут следования поезда. Вот только герои этой истории попали в него не по своему желанию. По чьей воле он мчится? Чьи судьбы еще намотает на безжалостные колеса? И так ли мы уверены, что сегодня этот поезд прекратил свой бег?..

Через реальную историю своей семьи Дели воссоздают на сцене историю целого народа. Мирные жители со вполне обычными судьбами становятся жертвами жестоких государственных решений. Вся постановка пронизана болью: за разрушенные семьи, за разоренные дома, за погубленные жизни. И бессмысленность, беззаконность тех страшных событий делает их еще ужаснее. Одним приказом о депортации был сметен целый народ. Одним ударом ноги на сцене разрушается уютный семейный мир. Одним выдохом задувается живительный огонь свечи, и только горький дым, разносясь по залу, напоминает о невосполнимых утратах…

Словно большой шар нагнетаются и разрастаются в зале звуки. Неясные шумы, стрекотание швейной машинки (на которой работал Фердинанд), перерастающее в пулеметные очереди, бодрые советские марши, народные распевы, молитвы… Музыкальное сопровождение обращается к генетической памяти, вытаскивает из подсознания забытые ощущения советского детства, воспоминания, образы. Все это проносится в памяти мгновенным потоком (как стремительные вагоны встряхивают сонные полустанки), рождая момент сопричастности. Поэтому спектакль не воспринимаешь как акт искусства. На афише так и написано «Нетеатр». Это – нетеатр. Это наша общая ожившая история и наше настоящее, которое несет на себе тяжкий крест ошибок прошлого.

На сцене вместе с Владимиром Делем в спектакле участвуют молодые актрисы театра «Предел» Екатерина Авданькина, Наталья Романова, Анастасия Трифонова и Людмила Летова. Они существуют в этой постановке не столько как актрисы, а как реальные действующие герои. Не играют, а проживают. Ведь они в этой истории – не посторонние. У кого-то дед тоже из немцев, кто-то вместе воспитывался, ходил в школу, все с одного поселка, с одного двора. Окунаясь в переживания полувековой давности, они пропускают их через себя, пытаются разобраться в причинах, осознать: как такое возможно? за что? почему? ради чего? Вот только ответов на эти вопросы не существует…

Незадолго до рязанской премьеры спектакль был показан в Ульяновске на Общероссийском фестивале культуры российских немцев, организованном Международным союзом немецкой культуры. «Предел» стал лауреатом премии фестиваля «Авангард». Сейчас Международный союз немецкой культуры продвигает идею демонстрации спектакля по всему Поволжью: в 2011 году исполнится 70 лет со дня депортации немцев Поволжья.

…«Гуссенбах – Кочугурки» – спектакль о преодолении. Он показывает, что, даже пройдя через страшные лишения, люди сохранили жажду жизни. И смогли передать ее своим детям. Как в жизни черная полоса сменяется белой, так и на сцене тяжелые моменты уступаются место ярким, радостным картинам. В этой жизни ты можешь встать в четыре утра и, чтобы заработать лишний рубль для семьи, собирать уголь, ползая на коленях на свалке возле шахты. А через несколько часов тебя вызовут в школу и вдруг наградят: бесплатной! путевкой! на Черное море! в пионерский лагерь «Орленок»!

Родившийся в поле, выросший в бараке, собиравший уголь вокруг шахты, Владимир Дель теперь строит на этой земле театр. На земле, куда так безжалостно был заброшен его отец. Так уж устроен человек: его корни не могут болтаться в воздухе. Они проросли в политой потом и кровью скопинской земле. Соединили два маленьких поселка – Гуссенбах и Кочугурки – в один большой материк человеческой судьбы.




 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы