Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 28 июня 2012 г.
Чистые преемники
 Ветераны Театра на Соборной теперь смогут спокойно дожить до пенсии


 
По всей России в минувшие выходные проходили выпускные вечера. Школы, колледжи, институты, университеты – учебные заведения всех рангов и направлений открывали двери и отправляли в самостоятельную жизнь своих питомцев. И в Рязани то тут, то там можно было встретить стайки радостных, празднично одетых выпускников. Но были и такие студенты, для которых последний день в alma mater оказался не только праздничным, но и рабочим. 22 июня, представляя свои дипломные работы, выпускники Ярославского государственного театрального института, обучавшиеся на базе Рязанского Театра на Соборной, также выходили на сцену и играли спектакли.
 
Одиннадцать молодых профессиональных актеров пополнили творческую копилку нашего города. Впрочем, их лица и имена уже давно знакомы постоянным зрителям Театра на Соборной: в течение всего периода обучения студенты были заняты в театральном процессе, выходя на сцену как в эпизодических, так и в крупных ролях. «Волшебная лампа Аладдина», «Айболит», «Три желания Морозко», «Мальчишки, жить!», «Кукушкины слёзки», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Муха», недавняя премьера «Денис Давыдов» – все постановки к сегодняшнему моменту трудно и перечислить. Прекрасно осознавая необходимость притока новых кадров в театр, художественный руководитель курса, з.д.и. России Василий Грищенко вместе с традиционным: «В добрый путь!» – говорил своим ученикам и: «Добро пожаловать!» – приглашая их остаться в театре.
 
Это уже второй выпуск молодых актеров Театра на Соборной, обучающихся в рамках целевой программы «Сохранение творческого потенциала области». Первый набор был осуществлен в 1999 году, и эти артисты уже давно и серьезно работают в театре. Такая форма обучения, когда ребята получают полноценную теоретическую подготовку от преподавателей ЯГТИ, приезжающих с лекционными курсами, и при этом находятся в театре, предоставляет уникальную возможность изучения практических дисциплин непосредственно на сцене.
 
Более того, уже с первого года молодой актер начинает чувствовать себя частью коллектива, избегнув тем самым процесс вхождения в труппу, который бывает порой весьма болезненным и проблематичным. Здесь же и студенты, и педагоги за годы учебы успели превратиться в одну театральную семью. Поэтому напоследок маститые и заслуженные актеры Театра на Соборной приготовили своим новоиспеченным коллегам не торжественные речи, а шутливый капустник.
 
– Да, девочки, наше время уходит, а мы почему-то остаемся!.. Надо дожить хотя бы до пенсии! – судачили в капустнике театральные кумушки, «напуганные» выпуском молодых актеров.
 
Другие, переняв опыт Николая Дроздова, пытались изучить поведение в естественной среде обитания нового вида Actorus Vulgaris (Актера Обыкновенного):
 
– В начале особи ничего не соображают и откликаются на кличку «студенты». Они группируются стайками, стараются быть вместе: им так легче выжить и устоять под напором взрослого актера.
 
И все вместе старались дать молодым артистам вредные советы:
 
А когда ты вдруг получишь
неожиданно зарплату,
ты бухгалтеру с улыбкой
независимо скажи:
«Вот какой теперь богатый
с этой чудною зарплатой,
я куплю сейчас, если хватит,
завтрак кошке на три дня!»
 
Впрочем, даже такие прогнозы принимались в тот день с улыбкой и смехом. Ведь самое страшное для студента – государственные экзамены! – уже позади. Позади четыре года обучения: лекции, семинары, тренинги, репетиции. Впереди – неизвестный актерский путь, который бывает ох как извилист!
 
– Самое ценное при такой форме обучения то, что театр готовит артистов под себя, – говорит профессор ЯГТИ, режиссер Александр Кузин. – Москва выпускает огромное количество актеров каждый год, но ни один из них не едет в провинцию. И сегодня, на мой взгляд, это единственный разумный и верный путь, когда театр готовит для себя артистов, у которых (как бы ни смешно и приземлено это звучало) есть квартиры в этом городе. Сегодня приглашение на работу любого человека, а особенно молодого артиста, сопряжено с банальными трудностями бытового устройства. Разбивается очень много творческих судеб, когда начинаются такие житейские передряги. Они заводят семьи, строят свою личную жизнь, а для творчества важно, чтобы в семье было все хорошо. И такая ситуация, когда ребята работают в родном городе, в театре, который их вырастил, – просто идеальная. Теперь задача города и театра – удержать этих молодых людей.
 
Куратор этого актерского курса известный режиссер Александр Кузин, ставящий и преподающий в самых разных странах России и зарубежья, выпустил уже ни одну сотню студентов. Но про рязанский курс он говорит твердо: «Я их запомню!» 
 
– Студенты бывают разные, выпуски бывают разные, а вот этот курс я запомню. Самое главное впечатление – то, что они не потеряли и не растратили своей искренности и чистоты. Они на сцене чисты! Увидеть это можно весьма редко, и поэтому это так ценно! Хотелось бы надеяться, что такой опыт совместной работы театра и института получит продолжение. Я хорошо знаю театр, его руководителя, спектакли. Здесь подобрался и сложился крепкий педагогический коллектив. И не хотелось бы его терять. Я поздравляю Театр на Соборной и город Рязань с выпуском молодых актеров!
 
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА