Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 29 сентября 2011 г.
Дембельский аккорд Олега Ковалева
Рязанский губернатор перед уходом намерен провернуть грандиозную сделку?



От чего в нашей стране зависит устойчивость того или иного губернатора на своем посту? Социально-экономические показатели региона и такая абстрактная категория, как народное доверие при обязательной назначаемости первых лиц – факторы второстепенные. А вот успех (пусть и) так называемой партии власти и ее кандидатов на различных выборах – куда более значимая причина устроить кадровую чистку или сохранить статус-кво в отдельно взятом регионе.

По информации рязанского бюро «Новой», глава Рязанского региона Олег Ковалев в случае весомого успеха «Единой России» на декабрьских выборах в нижнюю палату парламента и высоких результатах кандидата в президенты Владимира Путина на рязанской земле получит престижную должность в Госдуме.


Конечно, Олег Иванович мечтает уйти красиво, то есть сделать приятное массам, не забыв при этом себя и покровителей. Традиционно одной из самых проблемных отраслей региональной экономики считается ЖКХ. Разговоры о том, что в эту сферу нужно привести эффективного собственника, то есть мощный частный бизнес, ведутся очень давно, но власть и предприниматели часто не могут сойтись в цене, да и чиновники иногда побаиваются скандалов и предпочитают держать капризное, но все же дающее определенную прибыль дитя в муниципальной собственности. 

Но Олег Ковалев – опытный аппаратный игрок и в его команде немало специалистов по созданию хитроумных схем освоения бюджетных денег.

Губернатор сотоварищи рассуждают вполне логично: серьезные, а главное предсказуемые инвесторы вложат деньги только в крупные коммунальные предприятия Рязани. Таковых на сегодняшний день три – МУП «Рязанские городские распределительные электрические сети» (РГРЭС), МП «Водоканал города Рязани», МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (РМПТС).

В прогнозном плане развития городских МУПов на 2012 год (об этом любопытном документе рязанская «Новая» писала в прошлый четверг, №37Р от 22.09) все три структуры планируется сохранить в муниципальной собственности. Но инвесторов можно привлечь даже при таком раскладе. Правда, уровень задачи и сложность самой комбинации в данном случае выходит за рамки возможностей и мэра Виталия Артемова, и председателя гордумы Федора Провоторова, и депутатов. Без властной руки губернатора Ковалева здесь явно не обойтись.  

Шаг первый: СХЕМА

Скорее всего, схема увода трех предприятий к новым хозяевам будет выглядеть так. На первом этапе планируется создать частно-муниципальное партнерство, где бизнес и муниципалитет де юре будут участвовать на равных основаниях. Вскоре частный инвестор делает так называемые неотделимые улучшения, то есть вкладывает средства в модернизацию предприятий.

Обычно сумму этих вливаний оценивает тот, кто их произвел.

Если даже муниципалитет разрывает договор о создании партнерства, он обязан незамедлительно внести компенсацию за вложенные частником деньги. Учитывая высокий износ сетей, параметры инвестиций будут исчисляться сотнями миллионов рублей, но таких средств в городском бюджете просто нет, а значит, предприятие спокойненько перейдет в частные руки. 

По похожей схеме в 1990-е годы была приватизирована хорошо известная нашим читателям Ново- Рязанская ТЭЦ, скандалы, связанные со сдачей в аренду или продажей системообразующих коммунальных предприятий, несколько лет назад вспыхивали в Клину и Димитровграде.

А теперь попробуем раскрыть читателям смысл схемы образца 2011 года.

Шаг второй:
ОБОГАЩЕНИЕ


По экспертным оценкам, например, уже упомянутое МУП РМПТС стоит около 1,5 млрд рублей. Инвестор делает неотделимые улучшения, например, на сумму в 300 миллионов, но сам оценивает свои старания в 700 млн руб. В преддверии парламентских и президентских выборов властям (УФСБ, Счетной палате) будет, по-видимому, не до проверок и аудита, тем более что у сделки высокие покровители. Пикантность ситуации в том, что большая часть разницы между фактическими и мнимыми инвестициями упрочит благосостояние авторов схемы и, вполне вероятно, высокого областного начальства, а даже задекларированные 300 миллионов инвестор вытащит, скорее всего, не из своего кармана, а элегантно выкачает из доходов предприятия – тарифов (читай: из городского бюджета).

А вот почти миллиардную задолженность самого РМПТС можно будет под шумок списать на совесть бывшего собственника, то есть… муниципалитет.

Суть комбинации хорошо укладывается в изречение, приписываемое Борису Березовскому: «Не платите мне денег, лучше дайте контроль за финансовыми потоками».

А в результате…

Некая частная бизнес-структура с минимальными расходами получает огромный имущественный комплекс и рычаги политического влияния, ведь изменение коммунальных тарифов и любые перебои с теплоснабжением – весомый козырь практически в любом противостоянии: будь то политический кризис, спор хозяйствующих субъектов или даже устранение неугодного мэра или губернатора.

Иными словами, мягкий незаметный переход трех социально-значимых предприятий в частные руки станет достойным дембельским аккордом для губернатора Ковалева и его команды, а также – замечательным «подарком» рязанским избирателям перед парламентскими и президентскими выборами.

Причем электорату все происшедшее объяснят как очередной триумф властей, нашедших щедрых инвесторов, которые совсем скоро сделают рязанское ЖКХ эффективным и процветающим. А сами, подобно коллеге-предшественнику Шпаку, наураганят и растворятся в столичных коридорах.

P.S. Документы о создании частно-муниципального партнерства уже активно рассматриваются как в правительстве области, так и в недрах Рязгордумы, а до (обратите внимание на дату!) 1 декабря 2011 года горадминистрация должна предложить проект решения по разработке конкурсной документации по созданию данной структуры.
Отдел расследований