Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№51 от 29 декабря 2016 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Екатерина ВУЛИХ // Общество
Б/Удем жить!
 Все больше рязанцев, преодолевая комплексы, покупают одежду на вторичном рынке



Подавляющее большинство родителей уже задались вопросом не как воспитывать детей, а на что их кормить и одевать. В преддверии новогодних праздников проблема проявилась особо остро, вряд ли она исчезнет и в новом году.

По данным Росстата, 35% рязанских семей признались, что считают себя нищими. Есть подозрение, что на самом деле показатель гораздо выше, ведь не все могут признаться в подобном «позоре». Именно «позоре» – нам так внушили. «Нищий? Сам виноват, иди и работай!», – поучают одни «умники». «А вы хотите виллу на Канарах, завтракать черной икрой и закусывать бриллиантами?», – утрируют другие. О бриллиантах не мечтаем, просто хотим жить так, чтобы хватало и на удовлетворение потребностей государства, и на себя немного оставалось. Однако хватает лишь на питание, проездной на общественный транспорт, оплату услуг ЖКХ и всевозможных налогов. С покупкой лекарств и одежды, особенно детской, становится все труднее. На эти «излишества» просто нет денег. При любом заболевании на свет извлекаются бабкины рецепты, при необходимости купить новую одежду… открывают интернет. Раздел «б/у».

Не до жиру

Еще совсем недавно покупать «бэушные» вещи считалось не то что «не комильфо», а чем-то постыдным, даже ненормальным. Одно дело машина или вторичное жилье, совсем другое – личные вещи. «Это же негигиенично, фу, я никогда ни себе, ни – тем более! – ребенку не куплю одежду, которую уже кто-то носил», – сплошь и рядом встречалось и на сетевых форумах, и в жизни. Обсуждалось, как же надо не любить своего ребенка, чтобы покупать для него б/у, каким надо быть ленивым, бессовестным и даже подлым, чтобы не захотеть заработать для своего чада. Но вот в разряд «лентяев» потихоньку перекочевали многие и многие работающие родители: на новую детскую одежду средств катастрофически не хватает. После расчета по платежкам за свет-газ-воду-капремонт, интернет, телефон, детский сад, «развивашку», в мамином кошельке остается совсем немного. Остается надежда на папины заработки. Но папа выплачивает ипотеку (или оплачивает съемное жилье), следит за состоянием автомобиля, покупает бензин… Словом, хватило бы на суп с хлебом. 

О том, что родители далеко не всегда могут себе позволить приобрести новые вещи для ребенка, я узнала ровно два с половиной года назад, когда проходила с дочерью медосмотр у ортопеда. Пожилой врач, осмотрев ножки ребенка, покрутив их и так, и сяк, сообщил, что все в порядке, беспокоиться не о чем. И предупредил, чтобы не приобретала малышке поношенную обувь, потому что каждый ребенок стаптывает ее индивидуально. Опешив, даже не сразу поняла, для чего моему ребенку чужие ботинки. Пока не пришло время эти самые ботинки покупать. 

Дубовый, тяжелый и некрасивый кожзам – от 500 до 1500 рублей, кожа – от 2000 рублей и выше, выше... За год ребенку, скорее всего, потребуется до восьми пар обуви. Кто не в курсе, поясню: просто зимние и зимние на морозы (или валенки), просто демисезонные и резиновые, летние сандалии и с закрытыми носами (еще хорошо бы шлепанцы), просто демисезонные и демисезонные на подкладке… И это только обувь. Колготы и теплые лосины, маечки, водолазочки, кофточки, брючки – все это мгновенно становится мало. 

Уже к третьему году жизни своего чада родители понимают: они проигрывают в этой гонке, ребенок растет быстрее, чем они успевают зарабатывать. И компании-производители хорошо это понимают. Взрослый может проходить в одной куртке пять лет, ребенок – нет. Дешево ли будет стоить вещь, дорого ли, родителям все равно придется ее покупать. И поднимают цены, не стесняясь. Поэтому родителям приходится забывать о своих принципах, усмирять брезгливость и с головой погружаться в группы купли-продажи детской одежды б/у.

По дешевке

«Бывший в употреблении» – и так звучит не очень, да еще и разговоры про всякие «нехорошие ауры» да «наговоры». Это из серии про то, что «беременным нельзя стричь волосы и вязать», «ребеночка до года чужим не показывают» и «не смей выкладывать фото ребенка в интернет – сглазят!». Чтобы не было совсем уж грустно, можно попробовать поискать приятные стороны факта покупки б/у вещей: к примеру, явную экономию денег и времени. Стоит учесть, что и вы можете точно таким же способом избавиться от одежды, из которой вырос ребенок, ведь складировать все это – никакого коттеджа не хватит. Да и некоторые вещи оказываются абсолютно «одноразовые», взять те же праздничные костюмы и платья. Новогодний наряд Снежинки никоим образом не подойдет на 8 Марта, а к следующему новому году ребенок вырастет на несколько размеров. Здесь здорово выигрывают те родители, у чьих отпрысков детсадовские утренники проходят до всеобщего бума, в 20-х числах декабря: они запросто успевают продать наряды тем, у кого праздники проходят чуть позже. И выгадать дополнительные средства на подарок своему ребенку. 

Подобные сетевые группы неспроста пользуются бешеной популярностью, ведь платье, «магазинная» стоимость которого составляет 2,5 тыс. руб., с рук продается за 1 тыс. руб., платье стоимостью в 1,8 тыс. руб. можно приобрести за 500–800 рублей. То же самое с теплой верхней одеждой: ребенок вырастает быстрее, чем может ее износить до непотребного состояния. И комбинезоны, которые в реальности стоят от 4 до 8 тыс. руб. на интернет-барахолках предлагаются за 1,5 тысячи. Выставлять вещь в подобных группах по реальной цене бессмысленно: ее попросту никто не купит ни в течение года, ни в течение двух. Это неписанный закон, уже хорошо известный завсегдатаям интернет-барахолок. Нарушают его только новички, которые еще «не в теме», потому что едва ступили на этот «бэушный» путь.

«С благодарностью приму ваш дар»

Исследуя и дальше рынок «вторичной» одежды, можно сделать неутешительный вывод: далеко не все родители могут сделать и такие покупки. Для них существуют интернет-группы «Отдам даром» («Отдам бесплатно»). Грустно наблюдать, что творится в этих сообществах. Уговоры, мольбы, описания своих жизненных ситуаций, применение «весомого» аргумента: «Мы – беженцы с Донбасса»… Самые настойчивые сразу же спрашивают, можно ли приехать прямо сейчас, те, кто поскромнее, отписываются, что постоят в очереди: вдруг первые «очередники» не приедут и не заберут вещь.

На днях дала объявление о передаче в дар детского нарядного платья и теплых брюк. В очередь встали восемь человек, десять мам написали в личную почту. Грустные истории о мизерных алиментах и пособиях, полной и абсолютной несостоятельности, невозможности одеть ребенка. И это не просто печально, это страшно. И горько от того, что невозможно одно праздничное платье и одни теплые детские штаны разделить на всех. 

Есть и вторая сторона медали. Модераторы подобных групп периодически выявляют мамочек, которые хватают бесплатно, чтобы тут же продать на другом ресурсе. Понятно, что все это очень некрасиво и не слишком приятно, да только идут в такой «бизнес» явно не от хорошей жизни. Не слишком разбогатеешь, продав за 200 рублей пакет детских колгот с майками.

Наконец, пресловутая ложка меда в нашей бочке дегтя: подобные группы в Рязани – не редкость. Есть те, кто нуждается, и те, кто отдает. Отдает зачастую отличные, чистые и целые вещи, без изъянов и потертостей. Значит, не все потеряно? Не у всех потерялись по дороге голова и совесть в погоне за прибылью любой ценой. Создаются и целые волонтерские движения для оказания адресной помощи малоимущим семьям, и организуют их те, кто сам небогат. 

По всей видимости, кардинальных изменений в политике государства по отношению к своим гражданам не предвидится: богатые приумножат свои капиталы, бедные обеднеют еще больше. Однако в преддверии нового года так хочется верить в чудо! Может, всесильный волшебник из детства Дед Мороз и его добрая внучка Снегурочка сжалятся над нами и подарят немного достатка, стабильности и уверенности в завтрашнем дне?
 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы