Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 30 марта 2017 г.
Он вам не редиска
 В какую ментальную ловушку рискует попасть врио рязанского губернатора, и кто может стать его главным конкурентом на предстоящих выборах

Несмотря на прошедшие по стране (неожиданно практически для всех аналитиков) митинги против коррупции, в остальном жизнь в Рязани идет предсказуемо по устоявшемуся годами плану. Достаточно пройти по городу, чтобы заметить в окнах рязанцев ящики и емкости с рассадой. Приближается дачный сезон и необходимо встретить его во всеоружии. 

Даже проходя мимо здания городской администрации, можно увидеть знакомые ящики с рассадой на подоконниках. Обнаружили мы их и в окнах кабинета рязанского мэра. Олег Булеков подтвердил наши наблюдения, уточнив, что посадил в своем кабинете семена перечной мяты, душицы, мелисы и физалиса. 

Сейчас для дачника главное – не упустить момент. Урожай не терпит разгильдяйства. В большинстве случаев это будут красные или розовые корнеплоды редиски. Раннеспелый редис вырастает за 18 дней, среднеспелый – за 30, позднеспелый – за 35–45 дней. Максимум за полтора месяца из маленького зернышка вырастает аппетитный овощ, которым приятно как просто похрустеть, так и добавить в первую весеннюю окрошку. 

Если овощи и фрукты надо кропотливо выращивать, то власть получают различными способами. Самым легким из них считается забрать ее в то время, когда она лежит на земле практически без присмотра.

На сегодняшний день можно наблюдать, что практически у всех слоев населения Рязанской области пока не просто существует неопределенность с будущим после сентябрьских выборов губернатора, но и образ будущего полностью отсутствует. Ковалев пересидел в кресле губернатора, и в обществе остро назрело ожидание обновления. Именно поэтому практически всеми с восторгом и эйфорией была воспринята его отставка и приход в регион молодого активного претендента на высший региональный пост. 

Кстати, весна – время не только рассады, но и любви. Вспомнилось расхожее мнение о том, что блондинки тупее брюнеток. Ни одно исследование не подтверждает этого мнения, однако оно продолжает властвовать над умами обывателя. Вероятно, тут виновата изначальная завышенность ожиданий. Глядя на красивую девушку, мужчина считает, что она идеальна во всем, и подсознательно приписывает ей высокое умственное развитие. Когда же в итоге она на практике демонстрирует средний интеллектуальный уровень, ему это кажется низким по сравнению с выдуманной высокой планкой.

Николай Любимов рискует попасть в аналогичную ментальную ловушку. Первые дни его пребывания в нашем регионе показали его разительные отличия от экс-губернатора. Причем отличия по всем параметрам и всегда в лучшую сторону. Он моложе, активнее, имеет успешный практический опыт работы в региональном и муниципальном управлении, хороший семьянин, не замешан в коррупционных скандалах, не замечен в нарушении данного им слова и взятых на себя обязательств. Полный антипод набившего всем оскомину Олега Ивановича. 

Осознавая его базовые преимущества, рязанцы могли подсознательно убедить себя в том, что он моментально устранит все ошибки ковалевского этапа управления регионом и отстранит от принятия решений непрофессиональных членов его команды. Итогом должно стать то, что вскоре не рязанцы будут мечтать о «калужском экономическом чуде», а калужане завидовать чуду рязанскому. Однако время летит стремительно, но изменений не видно. Регионом по-прежнему руководят те же чиновники, раздражающие жителей. Да и по самому Олегу Ковалеву до сих пор не инициированы проверки и расследования его деятельности на посту губернатора. Более того, раздражая всех, он демонстративно продолжает оставаться советником нового главы региона, оказывая влияние на жизнь области. 

Уже в сентябре на избирательных участках жители отдадут свои голоса тому кандидату, который сможет показать им удовлетворяющее всех будущее на ближайшую пятилетку. Люди хотят понимать, что их ждет и на что они могут рассчитывать. Ассоциируя себя с Ковалевым, его командой и тупиковым путем развития региона, Николай Любимов дарит оппонентам понятную предвыборную повестку – избавление Рязанщины от последствий неэффективного управления ковалевской команды. Социологи сходятся во мнении, что антирейтинг Олега Ивановича значительно превышает уровень его пассивного одобрения жителями. В связи с этим велика вероятность победы того кандидата, который сможет перевести этот антирейтинг в бюллетени поддержки.

Осознавая это, окружение Николая Викторовича успокаивало его тем, что альтернативный независимый кандидат никогда не пройдет стадию «муниципального фильтра», не соберет рекомендательные подписи районных, городских и сельских депутатов и не будет допущен до выборов. На приведенный пример с выдвижением пять лет назад Игоря Морозова те же «знатоки» отвечали, что времена изменились, независимых депутатов почти не осталось, и не у каждой парламентской партии хватит голосов для выдвижения своего кандидата, не говоря уже о кандидате беспартийном и независимом. Относительно же партийных кандидатов они успокаивали своего легковерного (по их мнению) руководителя тем, что даже если при поддержке Олега Ковалева и усилий работы его команды Николай Любимов наберет прогнозируемые 35% голосов, то остальные 65% растащат между собой кандидаты от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». При этом каждый из них получит всего по 15–25%, что заведомо ниже результата врио губернатора.

Так бы оно и могло случиться, если бы прошедший «редисочный» срок не показал федеральным экспертам, что в данный момент в Рязани власть практически валяется без присмотра – достаточно просто прийти на сентябрьские выборы и забрать ее. 

Противодействовать этому пока некому. Налицо новый для региона кандидат без собственной команды и отдельно – старая непрофессиональная команда, не пользующаяся поддержкой населения, да к тому же преследующая собственные интересы. 

Житейский опыт показывает, что если что-то где-то лежит плохо, то вскоре оно будет лежать хорошо, но уже в другом месте. И рязанская власть – не исключение. В сентябре во главе Рязанской области действительно может встать молодой, активный экс-депутат Госдумы. Но не факт, что это будет Николай Любимов. 

А как же пресловутый «муниципальный фильтр»? На этой неделе в эфире «России 24» лидер «Справедливой России» Сергей Миронов сообщил, что партии «СР», ЛДПР и КПРФ предварительно согласовали единых кандидатов на выборах в губернаторы в семи регионах. В Рязанской области это – Александр Шерин. Не составляет труда понять, что при поддержке муниципальных депутатов от этих трех партий проблемы муниципального фильтра для единого кандидата просто не существует. И тогда Николай Любимов рискует забрать «ковалевские» 35%, а 65% противников экс-губернатора и его надоевшей рязанцам команды забирает альтернативный единый кандидат от системных парламентских партий.

Федеральное руководство, как нам представляется, легко смирится с этим. Что Любимов, что Шерин одинаково встроятся во властную вертикаль и ни разу не разочаруют главу государства нарушениями дисциплины. Стоит иметь в виду, что рязанские чиновники наработали опыт безнаказанного обеспечения нужного результата на местных выборах. Могут они попробовать повторить его и осенью, «организовав» врио губернатора требуемый результат. Но любое вмешательство в естественное волеизъявление граждан будет нести ощутимую системную угрозу для глобальных государственных целей. Прошедшие 26 марта митинги это отчетливо подтвердили. Не реализовав накопленную потребность на обновление региональной власти в сентябре, избиратели могут перенести эту потребность уже на следующую весну. И уже на следующий уровень власти. И игры местных чиновников во имя спасения должностей для ковалевских ставленников могут привести к непредсказуемому ходу главных выборов страны. А за это уже по головке никого не погладят и спуску не дадут. В таких делах федеральные интересы всегда выше любых местечковых.



Калужские коллеги убеждают нас в том, что не могли рязанские чиновники так легко обвести Любимова вокруг пальца. Они высказывают предположения, что даже будучи обремененным некими обязательствами перед Ковалевым при заступлении на должность, он не может слепо идти на поводу у него и его команды. Земляки врио губернатора высказывают предположения о том, что Николай Викторович мог создать вокруг себя альтернативный тайный консультативный совет, который незримо контролирует и детально анализирует ситуацию вокруг и позволяет ему уверенно держать руку на пульсе. По их мнению, в калужскую бытность он всегда перед принятием решений старался получать достоверную информацию из независимых источников. Версия красивая, но нам представляется неправдоподобной. Если бы в команде Любимова и были ориентированные на него эксперты, они не позволили бы ему совершить массу ошибок, вызывающих насмешки и недоумение жителей области.

Кстати, с момента назначения Любимова на должность врио рязанского губернатора прошли те же «редисочные» 45 дней. Но, по мнению наблюдателей, пока еще из ожиданий населения не выросло ничего дельного. Это говорит только о том, что Любимов – не редиска. В отличие от овоща, фрукту требуется гораздо больше времени для прорастания и укоренения на рязанской земле, что позволит в дальнейшем давать обильный устойчивый урожай. Если же укоренения не происходит, то засохшее деревце только впустую занимает место на дачном участке. И тогда его неминуемо удаляют, освобождая место для нового саженца.
 
 
Отдел политики