Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Что надо сделать для улучшения туристической привлекательности Рязани? (17.06.2014)
С таким вопросом "Новая газета" обратилась к рязанским общественникам. Остается надеяться, советы неравнодушных к городу людей будут услышаны чиновниками мэрии.

Илья СТЮХИН:



— Самое важное, что надо понять - туриста невозможно обмануть. Недостаточно создать несколько резерваций на территории города, где люди могли бы комфортно отдыхать и тратить свои деньги. Недостаточно облагородить какую-то одну улицу и закрыть развалины старых домов цветными баннерами. Так или иначе, но турист контактирует с городской средой, с инфраструктурой, с людьми. Туристический продукт - это и чистый воздух, и культурные горожане, и вид из окна. Создание туристической инфраструктуры в крупном городе - не самоцель. Чистый, благоустроенный город с приятной атмосферой и счастливыми жителями сам по себе является туристическим объектом. 

Создание туристических кластеров возможно, но недостаточно. Нам действительно есть, что показать людям. У нас есть более-менее интересная историческая часть города, есть Константиново, есть Пощуповский монастырь, сохранились великолепные постройки архитектора Шехтеля (усадьба в Кирицах и конезавод в Старожилово). Но все это разбросано по области, ни один из объектов не может выступать в качестве цели путешествия для большинства туристов. А комплекс взаимосвязанных достопримечательностей у нас никак не связывается. 

Для развития туризма в городе и области необходимо продумать цельную концепцию. Надо знать, как турист попадет в город, где он будет жить, где он будет гулять и питаться, как он будет добираться до отдаленных объектов, что ему может быть интересно посмотреть в городе. 

А что у нас? В каком состоянии железнодорожные вокзалы и привокзальная территория, например? Рязань-1 - надо идти до остановки через стройплощадку, незаконный рынок и питейные заведения. Рязань-2 - стихийный палаточный рынок и сомнительные заведения. Автовокзал - странный надземный переход-барахолка, нет даже нормальной парковки. А ведь это лицо нашего города для возможных туристов. Кому захочется сюда поехать?

В общем, проблем очень много. Город должен измениться, измениться на качественном уровне. Только тогда подтянется и туристическая сфера. 

В заключение, хорошая новость - больше всего от повышения туристической привлекательности города выиграют, собственно, рязанцы.

Николай ПЛЕТНЕВ:



— Чистота, красивые клумбы, разноцветные фасады, фонтаны и УЛЫБАЮЩИЕСЯ рязанцы.

Марина ЗАМЯТИНА:



— В первую очередь надо подумать, чем наш город может быть привлекателен для туристов. В настоящий момент я не вижу такого количества достопримечательностей, которое заставит путешественника хотя бы остаться в Рязани на второй день. Как только они появятся (достопримечательности), тогда уже можно будет заняться продвижением и как-то себя позиционировать. На одних "Грибах с глазами", Соборке и Константинове далеко не уедешь.

Сергей ПОКРОВСКИЙ:



—  Думаю, что как и во всем мире - хорошие дороги и привлекательная развитая инфраструктура: прогулочные зоны отдыха, парки и скамейки, кофейни и ресторанчики вблизи зон достопримечательностей. Развитие интересных программ и дружелюбных сервисов со стороны музейных комплексов: необычная еда, дегустация вина или чая или чего-то еще, визуальное воссоздание исторических событий и прочее. И обязательно - интересная программа для детей (опять же с дружелюбной к детям инфраструктурой). Если будет интересно детям - семьи обязательно будут приезжать.

Виктор ШЛЯХИН:



— Нужен обустроенный туристический маршрут по городу.  При этом должны быть указатели, информационные панели, возможность для пеших туристов комфортно передвигаться по городу, не пробираясь через забитые автопарковки. На маршруте должно быть хорошее освещение, оригинальные скульптурные композиции, как в классическом стиле, так и образцы современного искусства. Необходим современный, нормально работающий общественный транспорт, и туристические проездные билеты (на 1-2-3 суток). Нужен хороший сайт-визитка города, с разделами по размещению, питанию и т.п. При этом сами провайдеры этих услуг (кафе, отели) должны иметь информативные сайты.

Евгений РЫБАКОВ:



— Когда едешь по Европе, кроме обычных «гаишных» синих и белых дорожных табличек с указанием, например, населенных пунктов, встречаются еще коричневые - они указывают местные достопримечательности, замок такой-то, музей такой-то. Можно ничего не изобретать, взять за основу европейский опыт. Районные и поселковые администрации должны это сделать. Люди начнут больше посещать такие места, там подтянутся предприниматели, сами начнут развивать туристическую инфраструктуру, кафешки, сувенирные лавки, гостиницы. 

Еще одна мысль. Нужны яркие красивые массовые праздники, как например "Усадьба джаз" в Архангельском, как например "Орешек", который мы когда-то делали. Идея объединить фестиваль аэростатов, заплыв на нетрадиционных средствах сплава и эстрадное шоу в формате OPEN-AIR может быть настолько мощным, что будет привлекать туристов из других городов, станет "фишкой " Рязани. У нас есть для этого уникальные условия, но нужна административная и бюджетная поддержка. 

Конечно сохранить исторический облик "старого центра", сделать хотя бы улицу Щедрина и Подбелку. Хорошая идея бала с Островом, в Горроще можно было- бы сделать мощный парк аттракционов, что типа Дисней -ленда или парка Горького в Москве. 

Анна КЕРНОСОВА:



— Для начала я бы советовала внимательно изучить, какие туристы и по каким поводам посещают наш город, поделить их на условные сегменты, потому что улучшать туристическую среду для абстрактной массы людей - дело бесполезное. У группы школьников, приехавших в Рязань на экскурсионном автобусе, потребности, точки притяжения и проблемы сильно отличаются от того, что нужно путешествующим семьям с детьми или молодежи. 

После я бы изучила существующие в городе точки туристического притяжения и их взаимосвязь. Подробное исследование подобных вопросов поможет выявить проблемы и разработать варианты решений. 

Могу предложить несколько коротких идей, которые мне приходили в голову в течение нескольких лет.

1. Навигация по достопримечательностям города, для автомобилистов и для пешеходов. Общедоступная карта города на выходах с вокзалов, крупных площадях.

2. Проведение тематических фестивалей и других культурных мероприятий, способных привлечь не только внутригородскую, но и иногороднюю аудиторию. Воронеж, Нижний и Калугу я посетила в своё время именно благодаря фестивалям.

3. Здорово, что в прошлом году поставили памятник грибами с глазами. Я могу назвать еще десяток идей для потенциальных памятников в нашем городе. Например, есть легенда, что первый воздушный шар был запущен именно у нас. Чем не повод?

Иван ВОТЯКОВ:



— Сейчас туристы если и приезжают, то на автобусах заедут погуляют по Кремлю, съездят в Константиново, может быть, еще в дом-музей Павлова, хотя и необязательно. Сколько там можно времени провести? Но мы предполагаем вопрос, как сделать так, чтобы туристы остались в городе на день, два, три...

За многие годы кроме строительства торговых центров и бесконечных многоэтажек в городе ничего не меняется, а это должно быть: хорошо сохраняемый исторический центр (без новостроев) с сохраняемым архитектурным ландшафтом и при этом без горелых полуразваленных старых домов, хорошие чистые дороги. В-принципе чистота в городе, он должен быть красивым, в нем должно быть приятно находиться. Когда я, например, веду иностранных артистов, приехавших к нам в клуб, по улице Семинарской или улице Кольцова, то становится откровенно стыдно за наш город. Мусор вовремя убирать, должны быть места, где можно погулять и просто провести время.

Григорий КОЛЬЦОВ:



— Побольше указателей, показывающих: где находятся туалеты (соответственно увеличив количество таковых), где можно зарядить сотовый телефон (планшет). Навести порядок в пешеходных зонах - на тротуарах, в зоне действия знаков пешеходного перехода, построить (оборудовать) автопарковки вместо парковок, устроенных на тротуарах полуофициально. Оборудовать пешеходные переходы на всех без исключения перекрестках Рязани, для каждой из сторон улицы. Оборудовать водные фонтанчики, для питья в жаркое время года - такое было в Рязани, или установить аппараты по продаже копеечной газировки на оживленных перекрестках города. Продолжить практику разбивки скверов, по аналогии с недавно появившимся сквериком на Введенской-Горького, на месте снесенных домов в центре Рязани. Объявить мораторий на снос домов с последующим возведением на их месте новоделов, не соответствующих облику предшествовавшего дома, если есть хоть какая-то историческая или архитектурная зацепка. Создать благоприятные условия меценатам, захотевшим восстановить прежний облик такого дома, разместив в нем свой офис, или создав на его базе музей. Пожеланий много и они вполне реалистичны - главное идти навстречу благим идеям.

Ирина КУСОВА:



— Еще несколько лет назад считалось, что главное препятствие для развития туризма в Рязани - отсутствие современной инфраструктуры. Сегодня город вполне обеспечен и гостиницами, и кафе, а проблема привлечения туристов не стала менее актуальной. Не решен главный вопрос: зачем сюда ехать? что смотреть? Город производит очень неряшливое впечатление, ни за что не догадаешься, что здесь ждут туристов.

Я бы выделила три основные проблемы. 1. Благоустройство исторического центра. Городской скульптуры днем с огнем не сыскать. Пока власти будут стремиться вместо открытия новых пешеходных зон строить дополнительные разязки для перенаправления транспорта в центр (как это планируется у Кремля), пока в Кремле будет латаный асфальт, а на пл. Ленина похабные дешевые корыта, почему-то назанные фонтанами, пока будут расти как грибы после дождя уродующие исторический центр диссонансные многоэтажки - все будет по-прежнему.

2. Сохранение, музеефикация исторических памятников. В Рязани катастрофически мало музеев, нет ни одного частного музея. Судьба главной достопримечательности Рязани, музея в Кремле - на волоске, администрация музея опустила руки, памятниками попросту не занимается, с подачи власти продолжает передавать их церкви - это может способствовать развитию туризма? Городская администрация пальцем не пошевельнула, чтобы отстоять музей в Кремле. На центральных улицах Рязани - руинированные исторические здания - туристам такое в страшном сне не привидится. Безжалостно сносятся деревянные дома, что могли составить несомненный интерес как объекты туристического показа. После выхода Свода памятников Рязани, где они подробно описаны специалистами и определено их историко-культурное значение, такие действия властей должны расцениваться как осознанное варварство. Нет системного решения проблемы сохранения культурного наследия,а она может быть решена только с привлечением частного капитала. Горадминистрация пока и не начинала работать в этом направлении.

3. Информационная политика - ниже плинтуса. Ни один турист ни за что не догадается, что его в Рязани ждут. Он не встретит ни одного информационного указателя, никакой ни карты, ни схемы на улицах, куда пройти, что еще посмотреть, редко на каком памятнике табличку, да и те остались с советских времен: здесь была Крупская и т.п. А должно быть от самого въезда в город указатели не только к торговым центрам, но и Кремль, Кремль, Кремль, музеи-музеи-музеи...

Роман СИВЦОВ:



— Прежде чем говорить об улучшении, на первом этапе надо хотя бы приостановить ухудшение туристической привлекательности. Точечная застройка исторического центра города, превышение разрешенной этажности, следствием которой является уничтожение исторических видов - все это резко уменьшает ценность Рязани для туризма. Вторым шагом следует разогнать все министерства, комиссии и прочие странные образования, которые, как уже очевидно, с проблемой не справляются. Далее средует провести инвентаризацию гостиничного фонда, глобальную реставрацию памятников истории и культуры и, что почти невозможно, качественный ремонт дорог. А после этого, учитывая богатую событиями историю региона и наличие замечательных природных объектов, уже начинать активную рекламную кампанию.

Затем создать организацию, которая состояла бы из представителей фирм, специализирующихся на въездном туризме с целью контроля за расходованием государственных средств, выделяемых на это направление. Эта же организация должна послужить основным поставщиком идей по рекламе региона среди туристов, создали бы план продвижения туристических услуг региона. 

Совершенно ясно, что хотя есть шаги, общие для всех регионов, именно турфирмы, работающие с приезжающими туристами, владеют максимальной информацией об ожиданиях клиентов и, стало быть, лучше всех знают, что и где надо подправить. 

Подготовил Сергей ЕЖОВ


 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы