В прошлом году Рязанская областная дума приняла закон, запрещающий продажу алкоголя в молодежные праздники: в День российского студенчества (25 января), Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября) и Международный день студентов (17 ноября).
Однако фактически закон соблюдается слабо, а в некоторых районах - не соблюдается вовсе. Торговля спиртным осуществляется свободно.
Вопрос: этот закон способен принести какую-то пользу? Следует более тщательно следить за его исполнением или отменить как избыточный?
Какие еще меры можно принять в Рязани в деле борьбы с употреблением спиртного? Здесь нужно действовать методами запретов и/или пропаганды?
Николай ПОТАПОВ, журналист:
— Полагаю, что крайне вредно множить плохо исполнимые законы - это подрывает авторитет закона в целом и законодателей в частности. Хотя допускаю, что, принимая такой закон, депутаты "снимают камень с души": мол, мы сделали, что в наших силах, а дальше пусть милиция ловит нарушителей.
Еще неплохо помню себя студентом и могу, пусть даже субъективно и поверхностно, сравнить наше поколением с теми, кто сейчас молод. Так вот, пить алкоголь стали меньше, это уже не кажется таким проявлением крутости, как в наше время - факт обнадеживающий. И это точно не следствие работы законодателей, а ценностная эволюция. Понятно, что проблемы остаются, но так уж вышло, что мы живем в мире, где алкоголь - это легальный наркотик и часть традиции. Молодые люди, входя в этот взрослый мир, обречены познавать его методом проб и ошибок. Будь я законотворцом и занимайся этой темой, скорей направил бы усилия не на запреты потребителям, а на борьбу с недобросовестными производителями и распространителями и их лоббистами. Что толку, если мы в какие-то дни и часы запрещаем покупать пиво, а в какие-то разрешаем... Суть в том, что 99% того, что продается под видом пива, таковым не является вовсе, - это уже продукт другой технологии. И если законодательно (как в случае с соком и сокосодержащими нектарами) запретить называть пивом то, что по факту им не является, это уже будет, пусть даже малый, но шаг к просвещению. Дальше включается фильтр личного выбора: я себя уважаю и поэтому как взрослый человек, могу иногда с друзьями выпить кружку свежего пива, но эту дрянь из жестяных банок пить не стану.
Игорь ЛОБАНОВ, депутат горсовета Новомичуринска:
— Закон действительно не несет никакой пользы. В магазинах все равно алкоголь продают "своим". Плюс к этому резко увеличивается торговля спиртосодержащими жидкостями.
Нина ЗОТОВА, "Лучшие друзья":
— Я вижу, что закон исполняется только в крупных супермаркетах города. И те, кто планируют выпить, еще и покупают все заранее. Мне не очень понятен смысл именно этих выбранных дат, почему именно в эти дни нельзя пить, а в другие можно? Даты, на мой взгляд, выбраны очень условно.
Я считаю более эффективным способом борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя пропаганду. Должна быть социальная реклама (ТВ, печатные СМИ, щиты). В школах и вузах можно было бы давать специальные лекции и уроки, чтобы с юного возраста прививать эту культуру. Помню, на меня в более юном возрасте сильное впечатление производила социальная реклама против наркотиков. Ее было не так много, но она была, и действительно оказывала влияние! На мой взгляд, метод запретов никогда ничего хорошего не приносил, особенно в молодом возрасте, когда запреты очень часто хочется нарушить.
Виктор ШЛЯХИН, КПД:
— Закон ненужный, он исключительно популистский и коррупционногенный. При нынешних силовых органах этот закон лишь дает возможность собирать мзду.
Запреты такого плана, как правило, дают обратные эффект. Они срабатывают в первый раз, а на следующий праздник молодежь уже закупает спиртное заранее, причем в избыточных количествах. А потом вынуждена все это выпить - ведь куплено уже, даже если не хочется.
Пропаганда может играть определенную роль в формировании здорового образа жизни. Но главное здесь, на мой взгляд, создание общих достойных условий жизни для народа в стране. Ведь пьянство - это, в том числе, нехорошая защитная реакция на отсутствие перспектив, на социальную неустроенность, на множество мелких, но постоянно психотравмирующих проблем. На муниципальном уровне - это плохие дороги, медицина, неработающий городской транспорт, грязь на улицах, лживая и нелигитимная власть и т.п.
Иван ВОТЯКОВ, "Дом культуры":
— У нас и так действует закон о запрете продажи спиртного лицам, не достигшим 18 лет. Думаю, что этого достаточно для борьбы с употреблением алкоголя несовершеннолетними. Другой вопрос, как этот закон соблюдается, но это надо спросить с МВД и контролирующих органов.
Введение данных законов я считаю ущемлением моих прав. Как пример: я человек практически непьющий, серьезно занимаюсь спортом, но вот недавно, как раз в день молодежи 27 июня, договорился с другом посмотреть матч чемпионата мира по футболу. Решили купить по бутылке пива, но сделать этого не смогли. Непонятно, почему я, взрослый человек, который отвечает за свои поступки, не могу позволить себе пойти и купить эту самую бутылку пива? Плюс здесь я вижу и ущемление прав предпринимателей, которые мне эту бутылку пива могли бы продать.
Это скорее какая-то очередная затычка проблемы, популистская мера. Уверен, кто хотел напиться в этот день, все равно напился. Уже другой вопрос, как бороться с пьянством на Руси. Я не считаю, что запреты в этом помогут, к тому же и пробовали. Здесь глубокая проблема, которая складывалась много лет и решить ее так просто не получится. Думаю, пропаганда здорового образа жизни поможет в этом. Главное, не перегнуть палку, как у нас это часто бывает.
Марина ЗАМЯТИНА, блогер:
— У меня этот закон не вызывает почти никаких эмоций. Запретить продавать алкоголь в определенный день - странная затея. У нас в стране "если есть запрещающий знак, они знают – где-то рядом объезд". Люди, которые, помнят о "запретных днях", закупают спиртное заранее. Те, кто не успел закупиться, но привык пить, знают все проверенные места, где все равно продадут.
Как бороться в Рязани с употреблением спиртного? О, это очень серьезный вопрос. Я более чем уверена: человек никогда не пойдёт пить "просто так". Бокал вина на встрече с друзьями в ресторане я пьянством не считаю. Если человек пьет, значит, ему "без стакана не разобраться")) Значит, проблем вагон. В цивилизованных странах для помощи в распутывании проблем есть психологи, у нас - или менталитет не тот, чтоб идти к психологу, или это слишком дорого стоит (или и то, и другое).
Запрещать что-то русскому человеку - глупо. Все помнят "сухой закон".
Культура "питья" или "непитья" - она, прежде всего, идет из семьи. Даже если ребенок из хорошей семьи попал, скажем, в "радиковскую общагу", то он, отучившись в этом радике, не станет алкоголиком, а выйдет нормальным человеком. А если уж есть предрасположенность, то тут никакие "запретные дни молодежи" не помогут.
Григорий КОЛЬЦОВ, "Союз пешеходов":
— Приняв закон о непродаже алкоголя в перечисленные дни, наши власти сняли с себя ответственность в борьбе за трезвость нации. Конечно же, нужно следить за исполнением любого закона. Мы прекрасно знаем, что пиво можно купить в палатке, а где-нибудь на квартире можно приобрести "максимку". С принятием закона о запрете торговли алкогольных напитков после 22 часов, как и в перестроечное время, люди стали обращаться к таксистам. На одних запретах не достигнешь результата, должен быть комплекс мер, где пропаганда здорового образа жизни должна сочетаться с неотвратимостью наказания.
Игорь ВИТРЕНКО, поэт:
— Начнем с того, что я сам не употребляю алкоголь, и никому не рекомендую этого делать. Т.е. я не бегаю вокруг праздничного стола, вышибая рюмки из рук товарищей-родственников, но если моим мнением интересуются, я его излагаю.
Не знаю, насколько прекрасен и замечателен этот закон. Мне, как человеку непьющему, приятно видеть листочки в окнах магазинов, на которых написано, что "сегодня спиртное не продается по таким-то таким-то причинам". Я понимаю, что кто-то вернется домой с чистым рассудком. С другой стороны, как поется в "Детях капитана Гранта": "Кто ищет, тот всегда найдет". И с этим ничего не поделаешь, люди привыкли пить, потому что с детства им говорят, что "чуть-чуть можно".
Запреты менее действенны, нежели пропаганда. Но она должна вестись глобально, на государственном уровне. При этом в ней не должно быть назидательности, от которой порой становится стыдно. Пропаганду необходимо максимально приближать к уровню мышления современного человека, т.е. должны быть задействованы какие-то мощные дорогостоящие ресурсы/мозги.
При этом я категорически против идиотских цензурных нововведений, когда сигарету в кадре замазывают, а сцены пьянок вырезают. Бред и чушь! Искусство отражает окружающую реальность.
Подготовил Сергей ЕЖОВ