Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Медиакратия. Способны ли рязанские СМИ контролировать чиновников? (16.09.2014)
Справляются ли в целом рязанские журналисты с одной из главных функций СМИ — контролю за органами власти?

Роман СИВЦОВ, медиаюрист



— В Рязани люди, называющие себя журналистами, занимаются в основном обслуживанием власти, а не контролем за ней. Редкие исключения лишь подтверждают правило.


Евгения ПРОНИНА, журналист:



— Такая функция, как контроль за органами власти, в большинстве случаев, рязанским СМИ неведома. Ведь не может подчиненный следить за начальником. Финансирование большинства рязанских средств массовой информации осуществляется из муниципального и государственного карманов. Но вы же не сможете (да и вряд ли захотите) контролировать своего руководителя, правда? Вот так и СМИ, как несчастный офисный работник, сегодня выполняют прихоти своего прямого работодателя, - власти, то есть первых лиц города и области. В то время как СМИ должны, в идеале, финансироваться из тиражей, что само по себе сегодня кажется фантастикой.

Римляне тоже задумали свободную прессу, чтобы получать необходимую информацию для себя и производить контроль за органами власти. Но газеты печатал Гай Юлий Цезарь.

Нашему народу совершенно не интересен контроль за властью, а потому и тиражи молчат. Маленькие тиражи, все мы это знаем. Россияне сегодня больше стремятся к благополучию, что и понятно. Мы слишком долго и много думали о власти в прошлом, что стало скучным и неинтересным. Сегодня гораздо интересней летать в Карибский бассейн.


Мария ЗАХАРОВА, блогер, журналист:



— О каком контроле за органами власти со стороны СМИ в Рязани можно говорить, если большая часть изданий находится под контролем власти? Журналисты, конечно, могут иметь собственное мнение и высказывать его на страницах своих ресурсов, но только в том случае, если это не касается работы правительства и политики в целом. Про котиков, енотиков, кино и тусовки пишите сколько влезет, но про реальные проблемы в городе и регионе ни-ни, только то, что публикуется на официальных сайтах. А по этим данным у нас все хорошо, иначе и быть не может. И если вдруг кто-то все же решит и опубликует новость, где будет звучать критика в адрес властных структур, то тут же в редакцию будет звонок, с просьбой эту новость удалить. Написал-опубликовал-позвонили-удалил. Вот такой у нас контроль. В таких условиях, про объективность, которой в первую очередь должен руководствоваться журналист, даже говорить не стоит. 

Вообще, рязанская медиасфера напоминает мне маленькое уютненькое болотце. Каждый занял свое место и оттуда вещает то, что видит. Всех все устраивает. А если так, то зачем что-то менять?


Григория КОЛЬЦОВ, "Союз пешеходов":



— В Рязанской области практически нет изданий, которые могли бы критиковать губернатора и городскую власть, не говоря уже о критике федеральной власти. Исключение лишь составляют рязанская "Новая газета" и несколько интернет-ресурсов, осмеливающихся говорить и показывать о некомпетентности, а зачастую и о преступных деяниях руководителей Рязанщины.

Для манипулирования и замалчивания негативных моментов, даже создано "министерство правды" со штатом усердных помощников. Это непозволительная роскошь, содержать манипуляторов СМИ при многомиллиардном долге области, не говоря уже о паскудности действий данной структуры.

Пока "Единая Россия" правит балом, перспектив в обуздании цензуры никаких. А цензура, в свою очередь, продолжит "помогать" увеличению денежного долга Рязанской области, усилению коррупции, приводя к социальному напряжению в Рязани.


Илья СТЮХИН, "Городские проекты":



— Вопрос действительно непростой. Скажу сразу - контроль со стороны СМИ за действиями власти либо отсутствует совсем, либо крайне поверхностный. Пожалуй, наиболее резонансная новость последнего времени связана с застройкой есенинских мест. К тому же, на развитие вопроса федеральные СМИ явно оказали на порядок большее влияние, нежели региональные журналисты. Иными словами, хотя некоторые региональные СМИ способны и компетентны осуществлять определенный контроль, их ресурсов часто недостаточно для того, чтобы добиваться однозначных положительных результатов. Существующего медийного ресурса недостаточно для того, чтобы вызвать достаточное общественное давление на власть, а само общество пассивно и инертно. 

Прогноз можно сформулировать так: диалог между обществом и властью будет и далее осуществляться немногочисленными пассионариями, тесно взаимодействующими между собой; в таких условиях роль региональных СМИ сводится не к непосредственному осуществлению контроля, сколько к освещению уже произошедших событий с целью информирования читателя и без особой надежды на изменение существующего курса. Иными словами, на информационном поле будет происходить борьба немногочисленных идейных журналистов за повышение уровня гражданской активности изначально пассивного читателя.


Нина ЗОТОВА, "Лучшие друзья":



— Рязанские СМИ прекрасно, своевременно и очень полно освещают все культурные мероприятия города, криминальную хронику и ключевые события города и области. Не обходят стороной благотворительность и некоторые социальные проблемы. Однако мне бы хотелось чаще видеть статьи анализирующие те или иные социальные проблемы, например, не только факт больших очередей в детских садах, а причины, тенденции, пути решения, опыт других регионов и т.д. Хочется видеть не только констатацию факта, а журналистскую работу с этой проблемой. Это, на мой взгляд, и есть работа СМИ.

Безусловно, должны быть заметки посвященные и критике власти и чиновников, но и должны отмечаться успехи. Сейчас, мне кажется, эта тема обходится стороной вообще.

Я считаю, жители города должны формировать свою точку зрения на то или иное событие, действие власти или ее бездействие, а не получать уже готовую.


Олеся ШЕВЦОВА, блогер:



— У СМИ есть функция общественно-политического воздействия, которая сводится к решению определенных политических задач, есть близкая ей функция воспитания и просвещения, которая у ряда СМИ сводится к пропаганде и информационной войне. Контроль за органами власти на себя самовольно возложили оппозиционные СМИ. Перспектив развития в этом направлении никаких нет, потому что нет и не будут необходимых ресурсов и рычагов воздействия. Региональные СМИ должны держать население в курсе актуальных событий и, заручившись поддержкой граждан, мягко намекать зарвавшимся чиновникам, что в следующий раз те могут не досчитаться голосов избирателей, но никак не вешать на себя чужое ярмо.


Юрий БОГОМОЛОВ, РПР-ПАРНАС:



— Рязанские СМИ я с некоторых пор не смотрю и не читаю (за редким исключением). Свободы слова в Рязани нет. Предполагаю, что есть подкуп СМИ со стороны власти, есть давление администрации и спецслужб и есть самоцензура трусливых и непрофессиональных, в целом, "журналистов". Поэтому ни с каким контролем за органами власти рязанские журналисты не справляются. Где антикоррупционные расследования? Где фотографии дворцов рязанских жуликов, воров и бандитов? Где сообщения о дворцах и недвижимости за рубежом? Где цифры стоимости различных "потемкинских строек" рязанских властей? (Изредка появляются в "Новой", но этого мало.) Как реально работает рязанское сельское хозяйство? Оно приносит прибыль? Или кормится с дотаций? Сколько налогов поступило в бюджет от сельского хозяйства? Что творится в лесном хозяйстве? Сколько разворовывается леса? Нужны хорошие аналитические материалы. Вопросов много, ответов нет. О перспективах. Если рязанские СМИ будут продолжать так безвольно и непрофессионально себя вести, то просто из Москвы придет "Популярная политика" Навального и все рязанские СМИ задавит. И это будет правильно.


Марина ЗАМЯТИНА, блогер:



— Бумажные региональные СМИ я почти не читаю, довольствуюсь онлайн-изданиями. И вот что успела заметить. У нас в Рязани СМИ выполняют преимущественно развлекательную функцию. И немного информационную. По поводу "контроля за органами власти" - были смельчаки, которые пытались это сделать, но с каждым годом их все меньше и меньше. Порою мне кажется, что наши СМИ пишут о власти исключительно то, что им разрешают писать. Какой уж тут контроль и формирование общественного мнения по поводу политики власти! С другой стороны - если ситуация именно такая и никто не пытается её исправить, значит, она выгодна обеим сторонам: и власти, и СМИ. Выгодна ли она народу, это совсем не важно, у нас мнение народа редко на что-то влияет, поэтому, увы, "пипл хавает" то, что дают. Решить эту "проблему", я думаю, невозможно, ибо, как уже сказала, ни для власти, ни для СМИ проблемы не существует. А по сему прогноз тут очевиден: все будет так, как есть.


Борис МАРКИН, журналист:



— Конечно, в Рязанской области большинство журналистов и СМИ с этой, действительно важной функцией, не справляются, и по вполне понятным причинам. Потому как, подавляющее большинство рейтинговых/тиражных СМИ региона аффелированы с властями и провластными структурами, или же освещают работу органов власти в рамках заключенных договоров о сотрудничестве. Это одна из проблем, но не главная и понятная – многие за счет подобных «субсидий» и живут, или же они являются существенной частью бюджета редакции. Еще одна проблема – немало СМИ просто опасаются затрагивать сложные и конфликтные темы, и причин тому тоже много. 

Однако в последние годы появляются СМИ, понимающие, что рекламодатель платит за конкретный объем печатной площади или эфирного времени, а не оплачивает тем самым полную лояльность. Приходит и понимание того, что размер аудитории напрямую зависит от актуальности, полноценности СМИ, если его приоритет – информационная составляющая.

Но вряд ли в ближайшие годы мы увидим полноценную журналистику в регионе как массовое явление. К тому же, далеко не все могут, освещая событие, передавать мнение всех сторон конфликта или участников события, не только в силу "особенностей" редакционной политики, но и из-за очевидного кадрового голода. Небольшой штат многих редакций, недостаточная квалификация и опыт, нехватка времени и ресурсов на создание материала, еще долго будут сопутствующими проблемами на пути становления рязанской журналистики. Ну и близость Москвы тоже вносит свой вклад – переманивая качественные кадры региональных медиа. 

Но понятно, что это далеко не все сложности и проблемы регионального медиарынка. Как итог – рязанские СМИ полноценной «пятой властью» станут не скоро. Увы.


Подготовил Сергей ЕЖОВ