Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Исторический шлюз в селе Кузьминское под Рязанью будет демонтирован (26.12.2014)

Как стало известно после прошедших 22 декабря в Рязани общественных слушаниях по схеме комплексного использования и охраны вод бассейна реки Оки, вскоре будет демонтирован шлюз в селе Кузьминское, расположенном чуть ниже по Оке от села Константиново. Слушания проходили одновременно в 16 регионах, в рамках проведения государственной экологической экспертизы.

Демонтаж старого шлюза связан со строительством нового, более современного в районе деревни Аксёново. Считается, что он обеспечит в обмелевшей Оке подъём воды, достаточный для коммерческого судоходства на большем протяжении. Об эффективности предложенного решения проблемы обмеления Оки можно спорить. Но самое главное – предусматривается разборка и демонтаж действующего пока шлюза  в Кузьминском. Разумеется, двух шлюзов практически в одном месте никто держать не будет.

Но важно другое. Шлюз и плотина на Оке у села Кузьминского являются объектами, имеющими признаки историко-культурного значения. Это живые свидетели прошедшей исторической эпохи, памятники истории, науки и техники императорской России конца XIX - начала XX века.

На плотине бывал Сергей Есенин. Само строительство велось в годы его юности. В письме своему знакомому он писал: «У нас делают шлюза, наехало множество инженеров, наши мужики и ребята работают. Мужикам платят в день 1 р. 20 к., ребятам 70 к., притом работают ещё ночью. Платят одинаково. Уже почти сделали половину, потом хотят мимо нас проводить железную дорогу». Строительство шлюза в 1912 году зафиксировано на цветных фотографиях С. Прокудина-Горского (три фото ниже).

Жители Константиново пользовались паромом для переправы в заокские луга. Однажды паром, на котором Сергей Есенин с Лидией Кашиной (ставшей прообразом для «Анны Снегиной») переплывали Оку для отдыха на пляже Медвежий угол, из-за ветра сорвало с троса и понесло на плотину. Если бы паром перевернулся и людей засосало в водоприёмники плотины, то все пассажиры могли бы погибнуть, такие случаи бывали. В тот раз паромщики сумели поймать один конец оборвавшегося троса.

За 100 лет шлюз и плотина стали неотъемлемой частью природно-культурного ландшафта Есенинского края. Ландшафт тех мест со времени жизни Сергея Есенина пока не изменился. Ландшафт – это ценность, которую можно было бы хранить для наших потомков.

Однако руководство Канала имени Москвы, отвечающее за судоходство в бассейне Оки, решило, что плотина отслужила свой век и её пора отправить на свалку истории…Как считает Комитет защиты Есенинского края, на прощание со шлюзом у нас есть год-два. Пока мы ещё можем увидеть красивейшее инженерное творение наших предков таким, какими его видел великий русский поэт. Надо спешить показать плотину и шлюз детям.


Сегоднящний вид на шлюз и плотину. Скоро всё это будет демонтировано.