Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№04 от 1 февраля 2024 г.
За воздух и воду стоять народу
Рязанцы не собираются уступать в борьбе против мусороперерабатывающего комплекса

 

История с оборудованием огромного участка в 60 гектаров под отходы посреди сельхозполей буквально в 12 километрах от Рязани продолжается. Власти пока ограничиваются отписками разной степени откровенности, а жители идут в бой по всем фронтам, которые пока разрешены законом.


Конкретно ни к кому сельчане не обращаются. Либо еще не определились с адресатом, либо вообще никому не доверяют. Фото: Алексей Фролов / «Новая»

О планах по созданию полигона у деревни Агарково Рязанского района «Новая» писала в материале «Зашифрованный мусор». На статью откликнулось региональное Министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ, которое официально сообщило, что речь не о свалке, а о «строительстве высокотехнологичного мусороперерабатывающего комплекса», добавив, что это не утвержденные планы, а лишь «одно из возможных мест» для такого объекта. Что не помешало властям к тому времени изменить назначение участка с сельскохозяйственного на «зону складирования и захоронения отходов».

Местные жители уверены, что им не договаривают, поскольку для возведения перерабатывающего завода нет нужды в участке площадью несколько десятков гектаров. И потому люди продолжают борьбу за право дышать свежим воздухом и пить чистую воду.

Говорит и показывает «Макарыч»

Один из шагов в этом направлении – запись видеообращений. Вокруг деревни Агарково немало других населенных пунктов. Вместе всех жителей, часто работающих в Рязани, собрать непросто. Потому здесь выбрали свой формат протеста: люди из каждой деревни будут записывать свое обращение, а все видео соберут на одном ютуб-канале. Назвали тот канал душевно – «Макарыч». Первыми здесь выступили обитатели Городищева, а уже через несколько часов появилось, как это ни удивительно, видео с поддержкой от жителей города Рыбное, что аж в 30 км от места не то будущего полигона, не то мусорозавода.

– Этот участок находится в трех километрах от нас в прямой видимости, мы с подветренной стороны. В нашей деревне живут 75 человек, в выходные и летом – до трехсот, – говорит один из обитателей Городищева, стоя в окружении трех десятков односельчан. – Проезжая мимо городской свалки, мы видим загрязненную территорию на много километров вокруг нее, [чувствуем] неприятные запахи. На свалке происходят пожары, которые укутывают близлежащие территории смогом из вредных веществ. Та же участь ждет и нашу деревню. У нас самая огромная страна, не может быть, чтобы не было подходящего участка для подобного объекта. Мы просим найти для размещения и переработки отходов другое место – вдали от сельских и дачных поселений.

Ни к кому конкретно люди не обращаются, просто «мы просим». И таких «мы» здесь будут сотни: из Матчина и Аксиньина, по информации «Новой», обращения уже готовятся, а рядом еще с дюжину деревень.

Исток Шумки как повод для шума

Что касается очного общения с представителями власти, у сельчан состоялась встреча с представителем природоохранной прокуратуры, где инициативная группа побывала 30 января. Активисты оставили заявление, и не позднее, чем через месяц, прокуратура обязана ответить.

– В постановлении Главархитектуры о переводе земли есть схема этого участка и территории вокруг. Но на ней не указаны водоемы. Так, примерно в 400 метрах от будущего полигона исток реки Шумка. Рядом родники, колодцы, а центрального водоснабжения у нас нет. Сама же Шумка образует здесь два крупных пруда плюс дальше в ее же водоеме действующий рыбхоз. Потом эта речка впадает в Павловку, из нее вода попадает в Трубеж и затем в Оку. Мы считаем, что это нарушение. Должна же быть у таких мусорных объектов санитарно-защитная зона! – говорят местные жители. – От границы с участком, отданным под полигон, несколько десятков метров до ближайших домов в Агаркове. О какой их защите может вообще идти речь?!


На схеме, подготовленной Главархитектурой, рядом с таинственным объектом (в центре) водоемов нет. В действительности их там много

Эти и другие доводы люди излагают в своих обращениях, направленных, помимо природоохранной прокуратуры, в разные ведомства. Так, областная прокуратура уже проводит свою проверку.

– Митинги запрещены, потому мы будем писать как можно больше заявлений: не одно с массой подписей, а как можно больше именно отдельных обращений, – поделились с «Новой» своей тактикой активисты.

Бунт грамотных и активных

Третий шаг после видеообращений и заявлений в ведомства – обращения в суд. Все с тем же требованием признать перевод земли незаконным. Иска два. Материалы по одному уже приняты на рассмотрение областным судом, другим займется суд районный.

«Все-то у них ладится», – подумают многие читатели и будут не совсем правы. В этой борьбе участвуют, без преувеличения, сотни людей. Взрослых, грамотных и активных. И у каждого свои идеи.

В таком огромном и бурлящем эмоциями сообществе не может обойтись без внутренних споров, а порой и взаимных обид. Сейчас успех их общего контрнаступления во многом будет зависеть от сплоченности – ведь от них только и ждут, когда большой кулак распадется на мелкие, безопасные кучки людей.

Однако преодоление распрей это всего лишь один шаг к формированию сплоченного гражданского фронта. Судя по настрою местных, большинство из них этот шаг сделают. 

ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ

Недовольство растет

После первой публикации «Новой» о полигоне в Агарково на сайте change.org появилась петиция с требованием остановить строительство объекта под складирование мусора. За первые два дня ее подписали около четырех тысяч человек, но на этом настойчивость рязанцев не стихла – на вечер 31 января обращение поддержали уже почти 19 тысяч жителей.

МинТЭК меняет позицию

В день сдачи этого номера «Новой» в печать один из активистов получил ответ от областного Министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ, в котором говорится: «В настоящее время рассматривается вопрос о размещении объекта по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на земельном участке. Окончательное решение не принято». Ранее тот же МинТЭК использовал другую фразу: «Участок рассматривается как одно из возможных мест для строительства высокотехнологичного мусороперерабатывающего комплекса».


Ответ из МинТЭКа от 31 января. Уже не про завод, а обтекаемо – объект по обращению с ТКО

Прокурор взял на карандаш

По словам прокурора Рязанской области Дмитрия Коданева, речи о строительстве в Агаркове сейчас не идет: «Это пока даже не проект, а только планы».

– Мы понимаем, что это важная для общества тема и будем следить за соблюдением законодательства уже со стадии проектирования, – заявил он.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Чат побери

 

Наши страницы в соцсетях

Наталья Поддубная