Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№04 от 1 февраля 2024 г.
Всё просится в кадр
Андрею Павлушину удалось создать дышащие фотографии

 

Таиланд – рай для фотографов. Здесь даже нет смысла зачехлять камеру: в следующее мгновение придется снова доставать ее из кофра. Неслучайно даже король Таиланда Пхумипон Адульядет (Рама IX) страстно увлекался фотографией. На одной из тайских банкнот он так и изображен – с фотоаппаратом в руках. Тропические пейзажи, жизнь городских улиц, величественные буддийские святыни – все просится в кадр. И складывается в яркий калейдоскоп. Погрузиться в его экзотику приглашает персональная фотовыставка Андрея Павлушина «Пестрая лента Востока. Многоликий Тай», открывшаяся 26 января в Выставочном зале «Артрум» (ул. Стройкова, 90).

К слову, пестрая лента присутствовала на открытии не только метафорически, как ассоциация к многоцветной экспозиции, но и вполне реально, осязаемо. Атласная коса, сплетенная из семи цветов, появилась в финале торжественного открытия. Оттолкнувшись от названия, организаторы вспомнили, что тайцы придают большое значение дню недели, в который человек родился. Каждый из них в буддийской культуре имеет свой цвет. Поэтому для символичного перерезания пестрой ленты Андрей Павлушин пригласил себе в помощь шестерых друзей, родившихся в разные дни недели.

Внести свой штрих в эту палитру предлагается и гостям выставки. Каждый посетитель может выбрать в зале ленточку своего цвета и отметить ею снимок, который зацепил больше всего. В итоге автор сможет увидеть, как складывается пестрая лента зрительских впечатлений.

На счету Андрея Павлушина несколько десятков персональных выставок, нынешняя – уже 44-я в этом списке. Тематически она продолжает цикл «Обратный билет», начатый фотографом в 2010 году и посвященный заграничным путешествиям.

Снимки, составившие коллекцию, были сделаны еще в 2018 году. Но любая съемка, как полагает автор, должна пройти проверку временем. Пожалуй, в данном случае это условие выполнено на сто процентов. С 2018 года мир кардинально изменился. Неизменной осталась лишь документальная суть фотографии, которая, как обратный билет, возвращает нас в прошлое.

Из нескольких сотен привезенных снимков в экспозицию вошло более двухсот. В основном все они выполнены в непростом жанре стрит-фотографии. Непривычные условия: новый ритм уличной жизни, свет, фактура, городская планировка – бросают вызов фотографу, требуя проявить наблюдательность, интуицию и скорость. Как признается Андрей Павлушин, изучение новой страны для него невозможно без фотоаппарата – «третьего глаза», которым он постигает незнакомую культуру.

Экспозиция условно разделена на блоки, большая часть которых связана с повседневной жизнью самих тайцев. Оживленные улицы Паттайи, где стремительно несутся байки, велосипеды, автомобили, тук-туки. Городские пляжи, куда после трудового дня стекаются жители. Бойкие рынки, поражающие разнообразием рыбы, морепродуктов, фруктов, специй… Фотографии яркие, дышащие, наполненные ритмом и движением. Кажется, они передают даже звуки и запахи и втягивают в водоворот уличного движения тайского мегаполиса.

После них совершенно иным миром предстают острова Таиланда. Белый песок, лазурный океан… Умиротворенные пейзажи располагают к созерцательности. Но здесь фотограф старается избегать открыточных видов. Его цель – запечатлеть состояние природы. И передать, насколько гармоничным или, наоборот, чужеродным в этом раю может оказаться человек.

Тайские хроники Павлушина не избегают и классических маршрутов. Буддийские святыни, достопримечательности Паттайи, древние храмы Аюттайи – в путеводителях эти культовые места, как правило, предстают в медитативном уединении. Однако в реальности вокруг них бурлит нескончаемый человеческий поток. Кого-то ведут религиозные мотивы, кого-то обычный туристический интерес. Бросить монетку, сделать селфи, потереть на счастье… В ловушке смартфонов даже непроницаемое лицо Будды, кажется, утрачивает свою отрешенность. Камера автора исследует соприкосновение современного человека и многовековой истории, с тонкой иронией подчеркивая контрасты.

Подзаголовком к выставке «Пестрая лента Востока» Андрей Павлушин выносит название «Многоликий Тай». Лик Таиланда у него складывается из десятков портретов местных жителей. Веселые, улыбающиеся, приветливые, уставшие, мечтательные… Запечатленные в определенный момент своей жизни они передают зрителю эмоции и настроение, делая пеструю фотоленту впечатлений живой и настоящей.

Выставка работает до 23 февраля с 9.00 до 19.00 в будни, с 9.00 до 16.00 в выходные. Вход бесплатный.

12+

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Театральная мобилизация

 

Наши страницы в соцсетях

Вера Новикова