В Рязани можно увидеть подлинные гравюры Дали
Трудно себе представить, что такой провокатор и любитель эпатажа как Сальвадор Дали возьмется за иллюстрирование Библии. Еще труднее представить, что в этой работе он проявит себя с совершенно иной стороны, как глубоко духовный и тонко мыслящий человек. И еще труднее – что иерархи католической церкви благословят работу великого сюрреалиста: Библию с его иллюстрациями в белом кожаном переплете примет в подарок сам папа Римский. Но если даже после этого остались какие-то сомнения, то развеять их может уникальная выставка «Сальвадор Дали. Священное послание», открывшаяся 24 февраля в Рязанском художественном музее.
Сто пять подлинных (что подтверждается тремя сертификатами подлинности для каждой!) цветных гравюр Дали в наш город привезла московская фирма «ArtGit». Иллюстрации к Книге Книг – одна из самых масштабных графических работ испанского художника. Цикл, объединенный названием Biblia Sacra, был выполнен по заказу итальянского миллиардера и коллекционера искусства Джузеппе Альбаретто. Выбор сюжетов из Ветхого и Нового завета был сделан самим художником. Рисунки, выполненные в смешанной технике, сочетающей карандаш, тушь, акварель, гуашь, пастель, в 1967 году были переведены в литографию. Всего было выпущено 1499 копий рисунков (в силу суеверий копия под номером 13 отсутствует), и по завершению работы камни, с которых печатали, были разбиты. К слову, в Рязани представлена 17-я копия, что считается весьма ценным экспонатом. Каждое такое издание Библии представляло собой 5 томов общим весом в 100 кг. Все копии разошлись по миру, и встретить все 105 иллюстраций в единой коллекции – большая редкость.
Сегодня такая редкость представлена вниманию рязанского зрителя. Владелец собрания – итальянский частный коллекционер, который 40 лет занимается творчеством Дали. Московская фирма «ArtGit» приурочила начало экспонирование выставки в России к Году Испании и планирует ее представлять вплоть до 2014 года. Кроме Дали фирма имеет еще ряд выставочных проектов, поэтому есть надежда, что ее знакомство с нашим городом продолжится. По крайней мере, как заверила директор Рязанского художественного музея Марина Котова, выставка Дали – это начало совместного проекта под рабочим названием «Имена, которые потрясли мир».
Представляя коллекцию, продюсер «ArtGit» Виктор Гитин отметил, что Дали в этой работе превзошел самого себя:
– Иллюстрация Библии – это попытка великого мастера выразить классические библейские сюжеты через сюрреализм. Он очень аккуратно отнесся к библейским сюжетам, при этом оставаясь стопроцентным сюрреализмом. С этой точки зрения эта серия будет интересна всем: и тем, кто любит Дали, и тем, кто видит его как спорного художника.
Рязань – не первый город, принимающий «Священное послание». Коллекция уже успела проехать по Ставрополю, Краснодару, Ростову-на-Дону, Омску, Саратову, Нижнему Новгороду, Новосибирску. И, несмотря на неоднозначное восприятие выставки, организаторы получают в основном только положительные отклики. В книгах отзывов, которые изучаются после каждого города, нелицеприятные высказывания если и встречаются, то сводятся к недовольству стоимостью билетов. Но тут уж каждый решает для себя, адекватна ли цена в 250 руб. возможности увидеть подлинники Дали. (Кстати, для студентов и пенсионеров билет обойдется в 200 рублей, для школьников еще в два раза дешевле, ну а для посетителей в группе предусмотрены еще большие скидки).
Еще одна изюминка выставки – ее неординарное экспозиционное решение, уникальное для каждого города. Рязанского зрителя выставка встречает приглушенной медитативной музыкой, мягким светом из прикрытых баннерами окон, многометровыми драпировками багряной и золотистой ткани, огромными белыми свечами. И грудами красных и зеленых яблок – символом искушения – рассыпанных по паркету! Необычна и сама развеска гравюр – под углом к стене. В таком положении иллюстрации особенно напоминают листы раскрытой книги, чем они собственно и являются.
Автор такой необычной экспозиции арт-директор компании Александр Щеляков словно старался передать самой атмосферой парадоксальный дух сюрреализма. А проведя первым посетителям краткую экскурсию, он раскрыл некоторые секреты Дали в создании представленных литографий. Например, чтобы придать камню объем, художник расстреливал его из ружья, получая в результате выщербленную поверхность. Или менял структуру камня, царапая его скребком. Нанесенная потом на камень краска давала объемное изображение. Многие работы пронизаны движением, эффект которого Дали тоже умело создавал с помощью подручных средств. Раскручивая гончарный круг, подбрасывал над ним бычий пузырь наполненный краской, который потом разрывался ярким всплеском. Таким кроваво-красным всплеском начинается серия: литография «Сотворил Бог», иллюстрирующая момент сотворения мира, притягивает внимание таким полыхающе-алым взрывом. Чтобы достичь ощущения такого сиюминутного хаоса, Дали подбрасывал вверх стакан с краской.
Каждая работа Дали таит в себе несколько смысловых пластов. И если на первый взгляд сочетание цветовых пятен, линий и фигур может показаться сумбурным нагромождением, то рассматривая гравюру тщательно, с разных точек и даже под разными углами, можно в одном листе раскрыть несколько сюжетов. В каждой работе великий мистификатор заложил массу загадок и ребусов, расшифровать которые под силу только внимательному зрителю.
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА