Сначала у нее украли фильм, а затем пригрозили увольнением
На телерадиокомпании «ОКА» недавно произошел скандал, который обсуждается до сих пор. Дело в том, что журналист ГТРК Галина Воропаева, мастер, чьи работы получили признание на региональном, федеральном и даже международном уровне, подготовила фильм о десантнике Игоре Потапове. В Чечне он потерял обе ноги. Когда произошло тяжелейшее ранение, Игорю был всего 21 год. Он решил служить дальше. В Германии молодому десантнику поставили протезы. Он буквально заново научился ходить. Несмотря на все эти испытания, Игорь Потапов вернулся на службу. Фильм Галины Воропаевой, рассказывающий об этом легендарном десантнике, носит название «Рязанский Маресьев». Те, кто его видели, отмечают, что такой пронзительной работы еще не было на рязанском телевидении. Но телезрители, увы, его посмотреть не смогли. А все потому, что директор ГТРК «ОКА» Виктор Дрейлих по собственной прихоти запретил его выход в эфир. Для Галины Воропаевой это стало тяжелым потрясением.
Галина Воропаева и Николай Любимов
Я пришла к Галине Дмитриевне Воропаевой домой. Живет она в однокомнатной квартире в десяти минутах ходьбы от ГТРК «Ока». Говорит, что ей, бывшему диктору, дала эту квартиру знаменитый мэр Надежда Николаевна Чумакова. Я первый раз у Галины Дмитриевны. В комнате ничего лишнего, много книг, картины рязанских художников и пахнет лекарствами. Она на больничном. Разговор начала сразу сама.
– Сначала я хочу поблагодарить «Новую газету» за поддержку, хотя мне в этой обстановке будет еще хуже.
– Почему?
– Дело в том, что месяц назад в соцсетях кто-то плохо отозвался о нашем директоре. Он вызвал меня и бездоказательно обвинил в авторстве. Я была в шоке. А он обещал уволить, если о нем подобное где-нибудь еще повторится. Хотя все знают меня как человека прямого, который не умеет плести интриги за спиной. А он еще добавил, что столичное руководство просило меня уволить.
– И после таких угроз вы стали монтировать фильм о Потапове?
– Да. И Потапов одним своим существованием помогал мне. Я говорила себе: «Игорю еще труднее, он без ног. Надо держаться и работать». А когда в материале была поставлена последняя точка, первой, кому показала его, была наша старейшина, руководитель выпуска Ольга Дмитриевна Протопопова, которую на мякине не проведешь. После просмотра она со слезами на глазах обняла меня и сказала: «Не прибавить – не убавить». И тогда я отдала свои «Диалоги» уже на просмотр директору.
Кстати, это не фильм. Это несколько другой жанр, который сегодня активно приветствуется на канале «Культура». Когда в кадре только личность, от которой невозможно оторвать глаз. Потапов именно такой. А мои вопросы были за кадром. Я и назвала свой материал «Рязанский Маресьев. Диалоги длиной в 17 лет».
Мальчишеская мечта привела Игоря в Рязанское училище ВДВ
Ведь Игоря я записывала еще в 2000 году, когда он только что вернулся из Чечни без обеих ног. Потом уже встречалась, когда ему сделали протезы, и он сам ходил. А сегодня у него уже двое детей. И со всеми: с Игорем, его близкими у меня был диалог. А по большому счету это был диалог самого Потапова со своей судьбой. А вместо комментария были фрагменты песен Высоцкого «Порвали парус» и про то, как съели Кука.
– А почему все-таки ваш материал был снят с эфира?
– Наверно, это своего рода наказание мне за то, что кем-то было напечатано в соцсетях. Ведь раньше он смотрел много моих фильмов, были корректировки, и директор имеет на них право, но с эфира он их никогда не снимал.
– А какие же в этот раз были претензии?
– Смехотворные, будто бы я монтировала фильм без сценария. Хотя сценарий, конечно же, был и подписан шеф-редактором. Больше всех меня поразил звукорежиссер, который еще 16 лет назад сам поставил в очерк о Потапове песню, а теперь потребовал убрать ее, хотя он не автор, а всего лишь переписчик исполнителя. Вообще-то любой, даже самый хороший фильм можно всегда сделать лучше. И если поставить задачу «зарубить», то материал можно «улучшать» до скончания веков.
– Однако, несмотря ни на что, сюжет о Потапове все-таки вышел.
– Совершенно точно. Вышел. Возможно, благодаря вашей газете. Но мне кажется, что задача была не столько рассказать о Потапове, сколько побольнее ударить по мне. Ведь автор, Виктория Данилина, взяла самые сильные куски из моего фильма, чтобы рассказать о жизни и судьбе Игоря. Причем без ссылки на мое авторство. Такое не позволяли себе даже советские функционеры. Если какой-то фильм не нравился, его просто клали на полку. Но никому в голову не приходила пещерная мысль переделывать фильм в сюжет и выдавать под чужой фамилией. Кроме этого в конце автор сюжета не назвала фамилии тех, чьим материалом она воспользовалась. Таким образом присвоив мое авторство себе. А это чистой воды плагиат. И я вынуждена буду подавать на нее в суд. Честно говоря, от Виктории я этого не ожидала.
– А раньше с вами так поступали?
– К сожалению, да. Даже когда я получала высокие награды. В 2015 году мой фильм «Победный жаворонок» был отмечен на международном фестивале в Волгограде. А послал туда Дрейлих за моей наградой монтажера. И сам с ним поехал за государственный счет. А мне щедрый начальник предложил отправиться туда же, но за свои деньги. Я не поехала.
– Вы говорите какие-то невероятные вещи. И все-таки там работаете?
– Возможно, вы не поверите, но для меня награды уже не имеют какого-то большого значения. Мне гораздо приятнее, когда с какой-то своей проблемой люди звонят и обращаются лично ко мне. И я многим помогала. Но сегодня, по большому счету, помочь мне некому. И еще, честно говоря, в январе я собиралась уходить, чтобы успеть написать воспоминания. Но ко мне обратились руководители сразу нескольких организаций, где в этом году будут отмечать юбилеи. Они попросили меня сделать о них фильмы. Причем деньги пойдут в компанию. Я согласилась и даже как-то воспряла. Но, видимо, мне это сделать не позволят.
– Ваш прогноз в этой ситуации?
– Я думаю, что Виктор Валерьевич победит. Он найдет возможность, как и обещал, меня уволить. Мне только очень горько, что не удалось отстоять фильм о такой замечательной личности, как Потапов. И я прошу у Игоря Ивановича за это прощение.
От первого лица
– Как вы отреагировали на то, что фильм о вас не вышел в эфир? – спросили мы у «рязанского Маресьева» Игоря ПОТАПОВА.
– Мне, конечно, очень жаль, что фильм не вышел, но я обойдусь. Не такое испытывал. Но Галину Дмитриевну мне очень жаль. Я видел, с какой скрупулезной дотошностью она работала. А сюжет, который обо мне сделали «Вести», я даже не смотрел, – ответил он.
Вероника УТЁСОВА