Конфликт вокруг Ново-Рязанской ТЭЦ может стать для местных единороссов жестким тестом на лояльность
В Рязанской области, как и во всей стране, проводится внутрипартийное предварительное голосование (так называемые праймериз) партии «Единая Россия». Идет оно уже третью неделю, начиная с 15 марта, и продлится до конца мая. Обычно спокойный и в Рязани больше бюрократический, чем политический, процесс в этот раз сопровождается нетипичными интригами и подводными течениями.
Финансово-промышленные группировки пытаются использовать фактор праймериз для решения личных вопросов, учитывая, что с конца 2020 года секретарем регионального отделения «ЕР» стал рязанский губернатор Николай Любимов. Главной их целью может быть не только кооптация в состав федерального парламента своего представителя и лоббиста, но и «принуждение» губернатора к различным уступкам. Как хозяйственным, имущественным, так и кадровым.
Лоббиста вызывали?
С течением времени растет количество тех, чьи интересы пострадали в силу неизбежного разрушения выстроенных во времена губернатора Ковалева подковерных схем и договоренностей, которые до последнего старались удержать сохранившиеся в новом составе областной власти члены ковалевской команды.
Часть фронды не скрывает своих намерений и продолжает начатую борьбу с областным руководством, невзирая на возможные последствия. Кто-то прилагает усилия, чтобы сильно не засвечиваться, и выявить их удается лишь случайно. Наверняка имеются и такие, кто искусно скрывается за чужими спинами и про участие которых мало кто догадывается.
На самом виду находится «татарская» группа. Ее интересы не ограничиваются теплоцентральным блоком. Хотя он и считается самым выгодным и перспективным в части стабильных поступлений от жителей Рязани и предприятий-потребителей тепла и горячей воды. За спиной владельца зарегистрированной в Казани Ново-Рязанской ТЭЦ экс-депутата облдумы Анатолия Шестакова периодически маячит тень бывшего руководителя рязанского отделения «ЕР», ныне замглавы Центризбиркома Николая Булаева. В свою очередь с Булаевым в Рязани ассоциируются трое бывших: вице-губернатор Сергей Филимонов, замгубернатора Сергей Дудукин и министр областного правительства Антон Астафьев.
Считают, что ранее они потратили немало сил для того, чтобы вернуть на место вице-губернатора Филимонова. Но насмерть сбивший на автомобиле 10-летнего мальчика Филимонов-младший сломал им планы. После этого в качестве будущего второго лица региона то ли в шутку, то ли всерьез рассматривался Дудукин, который успел потрудиться вице-губернатором Тверской области. И это породило внутренние конфликты в группе, так как, поговаривают, в этом же кресле себя видит и Астафьев.
Но сейчас их цели могли измениться, и помимо своего представителя в руководстве Рязанской области им потребовался еще и собственный федеральный лоббист. Произошло это совсем недавно, когда стало известно о том, что проблемами Ново-Рязанской ТЭЦ серьезно занялись на государственном уровне. Масло в огонь подлил зампред комитета по безопасности Госдумы Александр Шерин, который обнародовал обширную переписку с высокопоставленными силовиками федерального уровня. Посвящена она ситуации, складывающейся вокруг Ново-Рязанской ТЭЦ.
Буксман уполномочен заявить
Пристальное внимание к ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» было приковано еще в 2020 году перед началом текущего отопительного сезона. Тогда ТЭЦ предупредила рязанские власти о введении режима ограничения подачи тепловой энергии, в связи с чем была привлечена к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Опасность оставить 70% Рязани в зиму без отопления и горячей воды была слишком велика. Вопрос поднимался на всех уровнях и, хоть и криво, но дошел даже до «Прямой линии» президента России.
После этого начал раскручиваться маховик всевозможных расследований ситуации. Из ответа первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана от 24 февраля на запрос депутата Шерина следует: Региональная энергетическая комиссия Рязанской области не проводила проверку фактических расходов ТЭЦ, а при утверждении тарифов не приводилась экономическая обоснованность фактических и плановых расходов предприятия по статье «амортизационные отчисления». Таким образом, тарифное регулирование на территории региона на тепловую и электрическую энергию, а также установленная их величина, рост тарифов для потребителей города Рязани и населения должным образом не обоснованы, заключила прокуратура.
Из того же письма Буксмана становится известным, что по заявлению Минэнерго России и информации прокуратуры Рязанской области о признаках мошенничества при приватизации по заниженной стоимости турбины с генератором, а также при предоставлении руководством ООО в Региональную энергетическую комиссию недостоверных сведений о фактических затратах на строительство новой турбины в размере 1,2 миллиарда рублей организована процессуальная проверка. Помимо этого, проводится дополнительная проверка, в ходе которой назначены строительно-техническая и инженерно-техническая экспертизы.
В 2008 году между правительством Рязанской области и ТЭЦ было заключено Соглашение, которое стало основанием для обращения в частную собственность государственного имущества ТЭЦ, минуя публичные процедуры и требования приватизации. Есть мнение, что Соглашение не соответствовало требованиям действующего законодательства, так как не предусматривало такой способ приобретения прав собственности на гособъект. Руководство «ново-рязанки» с постановкой вопроса, что их действия могут быть признаны нарушающими не только закон, но и права и интересы населения, категорически не согласно.
Сделка особой важности
Что получается? Вопрос оказался настолько серьезным, что к расследованию подключилась Генеральная прокуратура, которая проводила проверку использования ТЭЦ муниципального имущества, повышения тарифов и сопутствующих вопросов. По информации, направленной 12 марта в адрес депутата Шерина заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Ю.А. Пономаревым, был организован выезд комиссии Генпрокуратуры России в Рязанскую область. Не припомним, когда еще в обозримом прошлом в Рязань приезжала подобная проверка главного надзорного ведомства страны.
В настоящий момент прокуратурой области организованы процессуальные проверки по факту нарушений при учете и распоряжении муниципальным имуществом и приватизации объекта «Турбина с генератором № 4 ТВС-30».
В Арбитражном суде Рязанской области находится на рассмотрении исковое заявление администрации Рязани о прекращении права общей долевой собственности на имущество ТЭЦ.
Также, по информации заместителя Генерального прокурора Пономарева, рассматривается вопрос о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани.
Администрация Рязани считает, что договор аренды между ней и ТЭЦ не отвечает интересам муниципалитета, так как арендатор осуществляет вывод муниципального имущества из эксплуатации. При этом вывод производится арендатором по собственному желанию. Фактически за счет оплат потребителями за тепловую и электрическую энергию на месте муниципального имущества создаются частные генерирующие мощности.
По заключению администрации Рязани, в настоящее время существуют два повышенных риска: во-первых, утраты муниципального имущества и, во-вторых, необоснованного роста тарифов для потребителей и населения.
Гендиректор рязанского филиала Ново-Рязанской ТЭЦ Андрей Богданов в свою очередь еще в конце 2020 года на пресс-конференции опроверг каждый из доводов администрации. Однако, как не трудно догадаться, эти вопросы уже вышли из категории спора хозяйствующих субъектов. Поэтому не ошибемся, предположив, что к тщательному расследованию в настоящий момент вслед за Генеральной прокуратурой Российской Федерации подключились также ФСБ, МВД и ФАС. Такого повышенного внимания основных правоохранительных органов страны ранее не наблюдалось ни к одной сделке рязанского предприятия с властями.
Теперь, когда вопрос рязанского теплоснабжения попал в ведение федеральных силовых органов, группе, как финансово, так и политически аффилированной с Ново-Рязанской ТЭЦ, буквально необходим подконтрольный депутат Госдумы. Параллельно праймериз и предстоящие выборы можно использовать как инструмент давления на губернатора и областное правительство.
Ситуация развивается стремительно, и в ближайших выпусках мы вернемся к участникам и игрокам предвыборной игры под названием «праймериз».
Отдел политики