Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 1 апреля 2021 г.
Поле логистических чудес
 О начале строительства под Рязанью «Сухого порта» фактически объявили во второй раз

Когда рязанцы выезжают из своего родного города в сторону Москвы, то после прощания с линией проводов троллейбуса № 1 (она уходит влево) и поста ГИБДД (прежней границы населенного пункта) с правой стороны, за придорожными кафе, начинаются обширные поля и лесопосадки. За ними вдалеке иногда раздаются гудки железнодорожных локомотивов у станции Недостоево.

Солома вместо инвестиций

Это и есть то пространство, которое в 2018 году было отдано под новый технопарк «Рязанский», главной частью которого должен стать логистический центр «Сухой порт». Государство планирует, что всего здесь будет инвестировано до 20 миллиардов рублей (из них 7,7 государственных миллиарда – в 2021–24 годах) и построены не только терминалы для перегрузки товаров с железной дороги на автостраду и наоборот, но и открыты новые обрабатывающие и сервисные предприятия. На них должно появиться не менее трех тысяч (а может быть, и до семи тысяч) рабочих мест.



Два года – 2019-й и 2020-й – работа шла только в телефонных и интернет-сетях, изучались возможные инвесторы, согласовывались параметры будущих работ с владельцами дорог и прочей инфраструктуры. А на самих полях царила тишина. Точнее, прежние хозяева – соседнее сельскохозяйственное предприятие – продолжали там выращивать корма и складировать большие «ролики» соломы. 

     

В конце 2019-го, когда Рязанская облдума принимала бюджет следующего года, в нем появился 431 миллион рублей государственных инвестиций. Все могло начаться еще тогда. Но грянула пандемия. Бюджет уже в 2020-м «на ходу» переприняли.    

«Грузовая деревня» – версия 2.0

В феврале 2021 года «Корпорация развития Рязанской области» объявила тендер на создание индустриального парка «Рязанский». К концу месяца все было уже понятно, сейчас идет поиск подрядчиков на выполнение работ.

Что должны сделать эти подрядчики?  

Во-первых, обустроить площадку промпарка в 560 гектаров: провести туда автомобильные дороги – ответвления от М5, проложить уже согласованный с РЖД железнодорожный путь от станции Дягилево (на 550 с небольшим миллионов рублей), направить в нужные места электрические линии и трубопроводы. Окончательный срок исполнения договоров – 31 декабря 2022 года. 

– Мы хотим, чтобы инвестор быстрее вышел на площадку. Проектом это предусмотрено в 2021 году. Первое, что мы строим – железнодорожные пути, затем – инженерные сети и газ, – пояснял еще в конце прошлого года губернатор Николай Любимов.  

На словах все правильно, так и делается во всех развитых странах: государство предоставляет предпринимателям основу технопарка, а они потом уже развиваются самостоятельно за свои средства. Так было и в Калужской области, где работал несколько лет назад рязанский губернатор: наш «Сухой порт» во многом повторяет их «Грузовую деревню Ворсино» – успешный проект, реализованный в 2012–2014 годах. 

Миллиарды в счет госдолга

Вопрос о финансировании работ и секретах выгоды частично был прояснен при заказе той самой железнодорожной линии на станции Дягилево, а также на прошлогоднем экономическом форуме «Сильные идеи для нового времени».

7,7 миллиарда рублей в течение четырех лет Рязанская область… изыщет сама. Но федеральный центр сделает ей за это царский подарок. У Рязанской области имеется госдолг. Некоторое время назад он был реструктурирован из банковских кредитов в бюджетные займы. И эти деньги можно будет правительству России… не отдавать.  

– Средства можно будет не возвращать в бюджет РФ при условии, что они вкладываются регионом в развитие новой инфраструктуры, в том числе для индустриальных парков, – пояснил губернатор Николай Любимов. 

Таким образом, сколько будет областных инвестиций, на столько уменьшится размер долга региона. 

Правда, со стороны строительных организаций, которые могли бы заняться производством работ в новом технопарке, слышен глухой ропот. Их специалисты уже изучили предварительную документацию и жалуются, что в проекты заложена слишком уж небольшая прибыль. Впрочем, чиновники могут ответить стандартным: «А кому сейчас легко? Пандемия, кризис». 
  
Теперь, проезжая по трассе М-5 или на поезде-экспрессе из Рязани в Москву, после Дягилева стоит изредка бросать взгляд в сторону на поля и перелески: не начались ли там работы… 
Андрей ШАМИН