Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 1 апреля 2021 г.
Парадоксы независимости
 Почему грядущий паводок безразличен рязанским аграриям, но важен для экологов

Каждый год в конце марта в Рязани начинается обсуждение одного и того же вопроса: стоит ли бояться в апреле большой воды? Хотя настоящих классических паводков с затоплением поймы и подходом Оки с Трубежем к жилым домам не было уже три года (2018–20), в нынешнюю зиму снега выпало много (в феврале – в 2,5 раза больше нормы), и если бы он быстро растает, реки переполнятся. «За последние 52 года только восемь лет назад была такая же высота снега или больше», – отчитался рязанский филиал центра по гидрометеорологии.

Самого страшного не ждут

С середины марта в Рязанской области началось потепление. Но вначале оно проходило по «подмороженной» схеме: днем температура воздуха плюсовая, ночью минусовая. Это приводит к плавному таянию снегов, поступлению воды в ручьи и реки небольшими порциями. Наконец, только к концу марта стало таять днем и ночью – началась так называемая «дружная весна». Долго ли она продлится, покажет время.

– Сухая и слабо промерзшая почва, – считают синоптики, – может впитать значительное количество влаги и не допустить ее быстрого и мощного скатывания в русловую сеть. Поэтому, несмотря на перебор влагозапаса, уровни предстоящего половодья на реках области могут быть около среднемноголетних значений. Например, для реки Оки у Рязани это около 4,5 метра подъема. 



Наводнения, как в 1994 году, когда затопило весь Торговый городок, не ждут. Скорее всего, не будет даже повтора весны 2013 года, когда грузовые поезда в Борках не доходили до шпалозавода из-за переливающейся через рельсы воды.    

Кроме того, после реконструкции гидроузла на Оке в селе Кузьминское (2012–16) и в луховицком Белоомуте (2017–21) можно регулировать уровень воды в Оке по нижележащей Рязанской области искусственно – задерживать воду или спускать ее путем открытия и закрытия шлюзов. Поэтому к эвакуации в Борках, на Острове или в жилищном комплексе на проезде Речников не готовятся. 

К разливу равнодушны...
    
И все-таки разлив на Оке возле Рязани должен быть – впервые за четыре последних весны. Что это даст пойме в ее хозяйственном и экологическом значении? 

Материалы последней конференции по животноводству, прошедшей в министерстве сельского хозяйства Рязанской области, подтвердили то, что для многих уже не было новостью: рязанское животноводство теперь лишь в малой степени зависит от состояния пойменных лугов. Заливает их водой, травы вырастает больше – хорошо. Не заливает, трава менее высокая и сочная – ничего. Все меньше и меньше коровьих стад пасется на этих лугах. В основном там скашивают сено и готовят корма для скота, применяя различные пищевые добавки. Технологии стойлового выращивания животных, перенятые у Западной Европы, дают больше молока и мяса, чем раньше. Рекорды рязанских коров, достигнутые в последние годы, давно оставили позади советские показатели, которыми гордилась область в эпоху программы «500, 100 и 30».



Огородники тоже не слишком зависят от принесенного речными разливами ила: они давно поняли, что внесение в почву органических и минеральных удобрений дает больший эффект. Тем более что чистота воды в Оке оставляет желать лучшего. «Микробиологические показатели заметно ухудшились», – признал 23 марта, говоря депутатам областной думы о последних годах, губернатор Николай Любимов. Уж лучше искусственный полив и искусственное удобрение.

А кроме того, за последние два года в 15 раз вырос объем овощей, выращиваемых в теплицах. Над границей Московской и Рязанской областей у села Житово по ночам в небе стоит зарево, видное с трассы М5: это светятся гигантские теплицы. Им не нужен разлив ни Оки, ни даже соседних Вожи, Мечи и Вобли.   

Зоологический коллапс

Однако не все в нашей общественной жизни и социальном развитии описывается деньгами. Есть еще экологические последствия каждого явления, и здесь как раз редкие паводки в пойме Оки могут привести к нежелательным последствиям. 

– Рыбхозам разливы, наверное, не важны, – рассказывает член общества охотников и рыболовов Сергей Мячиков. – Но рыбаки обсуждают на своих форумах, что пойменные озера уже потеряны. Рыба там три года не пополнялась из реки. Водные хищники поедают ее, а потом погибают сами. Некому регулировать естественным путем численность насекомых, чистить дно, спасать озера от превращения в болота.   

– Экология поймы уже близка к необратимым нарушениям. Это не первый период, когда где два, а где три года подряд не заливались луга, – подтверждает кандидат естественных наук Семен Гольянов. – Трава растет хуже, меняется ее состав… Несмотря на увеличение поголовья рогатого скота, его стад, пасущихся на пойменных лугах, становится меньше. Трава не выедается, увеличивается число кустарников, пойма ими зарастает, озера превращаются в болота. С каждым годом эпидемиологические меры по уничтожению личинок комаров вокруг крупных городов охватывают все большую территорию – а это расходы и отвлечение работников.       

  

В 2020 году Ока все-таки частично вышла на пойму – но не в апреле, когда это было нужно, а в июне, когда над Рязанской, Московской, Тульской и Калужской областями две недели лили дожди. И вода накрыла уже зеленеющие луга. Само собой, ничего хорошего это природе не дало. Все должно быть вовремя и в меру. 

Как, возможно, и будет в этом году.
Алексей ДАРИКОВ