Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 1 мая 2014 г.
Вратарь, наставник и… бомбардир
Непробиваемому голкиперу рязанцев на днях исполнилось бы 60


 
Среди голкиперов рязанского футбольного клуба Анатолий ДОЛГОВ занимает свое особое место. Достаточно будет сказать, что именно он больше своих коллег по амплуа занимал позицию на последнем рубеже обороны, чаще других оставлял свои ворота в неприкосновенности и отражал 11-метровые, а, кроме того, успевал еще и голы забивать! В начале следующей недели Анатолию Ивановичу могло исполниться 60 лет, если бы 22 года назад нелепейшая трагическая случайность не прервала жизненный путь этого замечательного спортсмена и человека.
 
История его появления в рязанской команде мастеров в какой-то степени уникальна. К середине 1978 года 24-летний воспитанник группы подготовки при команде мастеров «Крылья Советов» (Куйбышев) уже успел попробовать свои силы в дубле родного клуба, выступавшего в высшей лиге, и провести три с половиной сезона в тольяттинском «Торпедо». Можно сказать, вполне сложившийся вратарь. К тому же протеже старшего тренера Геннадия Сарычева, который в свое время немало отыграл за «Крылья». Похоже, когда Анатолий выдвигался с берегов Волги на берега Оки, ближайшее будущее виделось ему исключительно в радужных тонах. И совершенно напрасно. Оказавшись уже четвертым кандидатом на пост № 1, в том сезоне он лишь единожды вышел на поле во вратарском свитере рязанского «Спартака».
 
Но не в характере Долгова пасовать перед трудностями. Даже ту, казалось бы, безвыходную ситуацию он сумел обратить в свою пользу, в результате чего первый сезон в рязанском «Спартаке» оказался для него в прямом смысле самым результативным. Как впоследствии вспоминал известный форвард Игорь Коняев, довольно быстро выяснилось, что новобранец очень даже неплохо выглядит в качестве полевого игрока. А поскольку случилось так, что по ходу турнира на «Спартак» обрушилась настоящая эпидемия травм и болезней, то футболист с такими навыками пришелся ко двору. Вскоре несостоявшийся голкипер дебютировал в роли полузащитника, а уже на финишной прямой в его активе появились и забитые мячи. Особенно хорош оказался гол в Туле, когда уже на последних минутах игры точный удар Долгова принес его новой команде важную победу.
 
Уже в следующем сезоне Анатолий занял более привычное для себя место на последнем рубеже обороны, однако в командных интересах и новый наставник рязанцев Валентин Ивакин, в прошлом голкипер сборной СССР, не единожды использовал его по «смежной» специальности. А именно как страж ворот Долгов полностью раскрылся уже во времена тренерства другого столичного спартаковца Юрия Севидова. В 1980 году наш клуб был настолько силен, что запросто мог оформить путевку в первую союзную лигу, но табу на повышение в классе наложило областное руководство.
 
Как это нередко бывает, вслед за взлетом началось падение, которое у нашей команды затянулось на несколько лет. К тому времени имя Долгова было уже достаточно хорошо известно в футбольных кругах, но и к Рязани он успел прикипеть всем сердцем, «оброс» друзьями, стал главой семейства. Однако в 1986 году в силу сложившихся обстоятельств все же вынужден был перейти в тамбовский «Спартак». Форвард красно-белых Владимир Ковылин, в конце нулевых, кстати, возглавлявший ФК «Рязань», не скрывал эмоций по этому поводу: «Такого игрока нам подогнали – на все руки, и в воротах играет, и голы забивает. Куда ни поставь, везде хорош!» Получилось так, что и на новом месте поначалу более востребованным оказалось второе амплуа Анатолия, и вскоре он записал на свой счет победный гол в ворота могилевского «Днепра». 
 
Однако его главной коронкой оставались все же не бомбардирские, а чисто вратарские подвиги, точнее, Долгов был настоящим спецом по отражению 11-метровых. Достаточно будет сказать, что из дуэлей с форвардами, что называется, тет-а-тет, за время своей карьеры он выходил победителем более двадцати (!) раз. А не в тех ли «метаниях» из своих ворот до чужих и кроется его феноменальное «везение»? Не единожды побывав в шкуре атакующего игрока, он уже интуитивно чувствовал, чего ждать от своего оппонента в той или иной ситуации.
 
– Анатолий не раз делился со мной своими вратарскими секретами, – вспоминает штатный пенальтист рязанской команды Александр Архипов. – Вынесение самого сурового приговора всегда происходит эмоционально, «потерпевшая» сторона пытается оспорить решение судьи, а вот Анатолий, понимая, что уже ничего не изменить, вел себя иначе, просто встанет у штанги: «Да ладно, пусть бьют». Это вызывающее «олимпийское спокойствие» действовало на нас успокаивающе, а противника порой даже выводило из себя. 
 
Просто что-то невообразимое Долгов сотворил в 1985 году в выездном матче против тульского «Арсенала», когда сумел парировать два 11-метровых, второй – уже в компенсированное время. В результате встреча так и завершилась нулевой ничьей. Спустя два года в той же Туле возникла несколько даже комичная ситуация. Когда за десять минут до конца игры вновь был назначен пенальти, хозяева оказались вовсе не рады подобному повороту событий: никто не желал подходить к мячу. И лишь после изрядно затянувшейся паузы, когда судья наконец-то вспомнил о своих обязанностях: «Ну, вы бить-то будете или нет?», как самому опытному (все-таки бывший игрок столичных «Динамо» и «Спартака») к барьеру пришлось отправиться Николаю Латышу. Победителем из дуэли вышел Анатолий, и игра «по традиции» завершилась мировой – 0:0.
 
В том же «урожайном» 1985 году в Брянске в ворота рязанцев было назначено уже три пенальти, как минимум два из которых оказались крайне сомнительного характера. Первый удар вратарь гостей отразил, что и повлекло за собой «дополнительные» санкции. Во втором случае дошло до того, что принципиальный Долгов просто не желал вставать в ворота, и партнеры по команде буквально водрузили его на законное место. Однако это напряженную ситуацию не разрядило, скорее, даже наоборот: во время удара Анатолий со скрещенными на груди руками остался неподвижен, таким образом, выразив протест против судейского произвола.
 
«Тамбовская командировка» продлилась лишь сезон. А когда в начале 1987 года рязанскую команду возглавил Сергей Недосекин, он первым делом позвал Анатолия Долгова, но свои основные функции тому уже пришлось совмещать с ролью второго тренера. Из ворот, как известно, видно всё, и Анатолий Иванович на подсказки не скупился, но при этом и сам всегда оставался эталоном надежности, а эхо от его громогласного «я-я-я» то и дело разносилось в огромной чаше Центрального спорткомплекса.
 
Многие специалисты склонны считать, что именно в это время к Долгову пришла настоящая вратарская зрелость. Он демонстрировал завидную стабильность на протяжении нескольких сезонов и это притом, что полагаться во всем приходилось исключительно на себя, ведь «честолюбивого» дублера у него попросту не было. Дополнительная ответственность за результат спровоцировала настоящий всплеск рекордных достижений. Так в 1987 году он пропускал мячи столь редко, что его средний показатель за сезон составил 0,56, а в скандально известном 1989 году Долгов и вовсе отыграл на «ноль» 25 матчей.
 
Тогда же Анатолий провел и один из своих самых ярких матчей, и произошло это не где-нибудь, а именно в родном Куйбышеве в поединке против своей альма-матер «Крыльев Советов». Еще в середине первого тайма оставшись в численном меньшинстве, рязанцы яростно оборонялись, а их кипер и вовсе творил настоящие чудеса, даже пенальти умудрился отразить уже в полете большим пальцем ноги – другого способа просто не было. Встреча так и завершилась безголевой ничьей, а по ее окончании местные болельщики не скрывали сожаления: «Да, какого вратаря вам подарили…»
 
Сколь порядочным и принципиальным человеком был Анатолий Иванович, можно распространяться довольно долго, однако история, рассказанная еще одним бывшим игроком рязанской дружины Салехом Абдулкаюмовым, сделает это все же много лучше:
 
– Что меня всегда подкупало в Анатолии, так это то, что на него всегда можно было положиться, он был надежен не только в воротах, но и в жизни. Как-то вместе с семьей Долгов отправился на поезде к родителям в Куйбышев. И уже в вечернее время неожиданно произошло короткое замыкание, в результате чего вспыхнул пожар. Анатолий оказался в самой гуще событий: едва эвакуировал своих домочадцев, как сразу же бросился спасть остальных пассажиров. Вагон сгорел за считанные минуты, и если бы не его своевременные действия и смелость, вполне могли бы быть и человеческие жертвы. 
 
Юрий МАТЫЦИН