На заседании правительства Рязанской области 30 мая министр сельского хозяйства и продовольствия Дмитрий Филиппов выступил с предложением «привести в соответствие с бюджетом» показатели программы «Развитие агропромышленного комплекса». В регион пришел новый трансферт из федеральной казны в размере 171,7 млн руб. Он пойдет производителям зерна на возмещение части затраченных средств.
Выходит, рязанские растениеводы испытали в 2023 году какие-то трудности?
Да. И такие, что, если бы это случилось в средневековье, в деревнях и городах начался голод.
Хорошо, когда поле с колосьями. Фото: pibig.info
Гибельная корка
В течение зимы оттепели и морозы сменяли друг друга столько раз, что на полях, засеянных в конце лета, началась беспрецедентная гибель озимых.
Уже в январе специалисты составили для регионального Минсельхоза доклад, где говорилось: «Условия перезимовки озимых культур в регионе складываются неблагоприятно. На большей территории области на полях озимых отсутствует снежный покров… Начиная с третьей декады декабря и по настоящее время отмечается притертая ледяная корка толщиной 25-27 мм… Пробы показали, что на данный момент гибель озимых уже составляет от 10 до 20%. При сохранении ледяной корки ситуация может ухудшиться».
Когда в 2023 году началась ранняя весна и стало понятно, что надо начинать посевную кампанию, обследование полей показало: потери озимых культур составляют до 40%. Почти половина всего, подросшего на рязанских полях к минувшей зиме, в течение той же самой зимы погибло!
Но не бросать же огромные территории. Поля пришлось просто-напросто перезасевать яровыми.
Миллиардный ущерб
27 апреля на территории всего региона был введен режим чрезвычайной сельскохозяйственной ситуации «в связи с опасным агрометеорологическим явлением «ледяная корка», приведшим к значительным материальным потерям…». Лёд к концу апреля, конечно, уже растаял – имелось в виду то, что эта корка натворила. Зона ЧС была определена на территории 25 муниципальных районов, то есть на всей сельской части региона, за исключением четырех городов с самостоятельным статусом (Рязани, Касимова, Сасова и Скопина).
«Наиболее пострадали от ледяной корки Сараевский, Ухоловский, Шацкий, Сапожковский и Путятинский районы, где потери озимых составляют 64-90%», – доложила проверка.
Предварительная оценка ущерба потрясла даже бывалых аграриев: более 1 млрд рублей.
Напасти не кончаются
Минсельхоз России, наверно, всё понимает. Он одобрил заявки рязанских аграриев на льготные кредиты до 5% годовых – это 4,9 млрд руб.
Областное правительство принялось обеспечивать сельхозпредприятия необходимыми ресурсами для весенних полевых работ: удобрениями, техникой, топливом, семенами. Когда в начале мая стала известна страшная цифра потерь, было пересеяно уже более половины погибших озимых.
Но и яровые, которые поспеют к августу, могут стать для сельчан не радостью, а лишней заботой. Ведь по сравнению с прошлым годом придется одновременно убирать намного больше полей. И делать это надо будет быстро.
А хватит ли техники? В 2022 году из-за подобных проблем многие культуры в ноябре при порхающих в воздухе снежинках убирали!
Очередную гримасу состроила еще и российская сырьевая экономика. Цены на зерно упали из-за известных всем внешнеполитических событий. Вот выдержка из выступления Дмитрия Филиппова перед облдумой: «Успех аграриев омрачает то, что сейчас снизились цены на зерно из-за уменьшения возможностей экспорта. Из-за разрыва логистических цепочек и увеличения себестоимости рентабельность по большинству культур снизилась в 1,5 раза…»
Хорошо, что у нас не Средневековье. Здорово, что в составе России есть Кубань и Ставрополье, которые уберегут нас от дефицита необходимого продовольствия. Замечательно, что северные районы закупят образовавшиеся излишки.
Иначе рецессии было бы не избежать.
P.S. Региональный агропром после назначения Виталия Артёмова и.о. мэра Рязани остался без куратора в ранге зампреда правительства. На вакантную должность прочат нынешнего главу Пронского района, 48-летнего Александра Шаститко. О компетенциях Александра Петровича в области сельского хозяйства можно судить хотя бы по тому, что проект тепличного мегакомплекса на вверенной ему территории, в который турецкие инвесторы три года назад собирались вложить более девяти миллиардов рублей, так и остался проектом. Зато при подготовке площадки под будущую стройку сорок «КамАЗов» с плодородным грунтом испарились в известном только одному человеку направлении. Конечно, неудачи легко свалить на пандемию, а потом на западные санкции. Не исключено, что вывоз местного чернозема просто оказался... более привлекательным.
Да что там зарубежный бизнес, единственный на весь район молокозавод прекратил свое существование именно при Шаститко. Пусть глава муниципалитета – не царь, но походатайствовать перед губернатором о спасении предприятия вполне мог бы. Впрочем, переброска Шаститко в Рязань – вопрос не до конца решенный. Тем более что на недавней встрече Павла Малкова с главой федерального Минсельхоза Дмитрием Патрушевым отрасль представляли профильный министр Филиппов и недавний куратор АПК Артёмов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас