В конце мая в «Точке кипения», что в бывшем училище связи на улице Каширина, прошла встреча двух сторон, влияющих на быт всех без исключения жителей региона. Одну представляли работники ключевых ведомств в сфере ЖКХ, другую – сами жилищники, то есть сотрудники и руководители управляющих компаний (УК). СМИ на встречу не приглашали, но, узнав о ней из анонсов, «Новая» сама заглянула на огонек.
Искры здесь действительно проскакивали регулярно: как показала эта беседа, у власти и бизнеса разные взгляды и на коммунальные проблемы, и на пути их решения. В чем же суть прошедшего диалога и как именно он способен помочь жильцам в случае своего продолжения?
Игорь Квашнин (второй слева) представляет одновременно и возглавляемую им УК, и Ассоциацию управляек. Добиваться решения проблем в такой позиции непросто. Фото: t.me/aukryazan
Проектные импровизации
Начнем с главного – быта. Для наглядности из всех обсуждавшихся в «Точке кипения» тем мы выбрали две: капремонт и горячее водоснабжение.
Претензии по первому пункту возникают, когда капремонт проведен с существенными недостатками. Страдают в первую очередь жильцы, на которых, к примеру, течет вода с «отремонтированной» крыши. А позже разгребают эти недоделки УК или ТСЖ.
Способы предотвращения таких проблем предложил Игорь Квашнин. Ныне это директор УК ООО «Ирбис» и одновременно руководитель некоммерческой «Ассоциации компаний, управляющих недвижимостью», а в 2014-17 годах именно он возглавлял региональный Фонд капремонта многоэтажек. То есть тему капремонта Игорь Васильевич знает буквально со всех сторон.
– Направлять уведомления о проведении капремонта нужно за полгода или за еще больший срок. И напрямую в управляющую компанию, которая при необходимости должна провести собрания жильцов, то есть как следует подготовиться. Сейчас из примеров, которые я конкретно знаю, оповещение приходит, например, 9 сентября, а начало работ уже 5 октября, – пояснил Квашнин. – Еще хотелось бы, чтобы подрядчик – если он отклоняется от проекта – согласовывал эти отклонения с УК. Потому что иногда эти фирмы делают капремонт даже с нарушениями строительных норм и правил.
По поводу отклонений: порой сами проектировщики, готовя этот документ, не выезжают на место. Нам известен случай, когда под ремонт 12-этажки прислали проект для 9-этажного дома. Кто должен следить за качественным исполнением проекта? Заказчик, то есть Фонд капремонта.
Липовый контроль
Что касается качества самих работ, то для контроля над ними власти советуют управляющим организациям самим проявлять бдительность. Управдомы не против, но есть нюанс. Для чего же тогда Фонд капремонта заказывает строительный контроль!? Его должна вести сторонняя организация, которую отбирает по конкурсу и оплачивает соответствующие услуги тот самый Фонд – деньгами из взносов жильцов за капремонт. Именно эта нанятая организация должна контролировать процесс.
На деле же, как мы выяснили, поспрашивав ряд жилищников, представители стройконтроля «все подписывают, но очень часто толком не проверяют».
Не греют
Вторая отрасль ЖКХ, выбранная нами для анализа ситуации, – индивидуальные тепловые пункты горячего водоснабжения (ИТП ГВС). Поясним: горячая вода в краны домов старого фонда поступает двумя способами – либо отдельно, либо берется из системы отопления. Зависит это от особенностей системы труб, проложенной в многоэтажке еще при строительстве. Однако использовать в горячем водоснабжении воду, предназначенную для отопления, несколько лет назад запретили – причем законодательно на федеральном уровне. С тех пор для домов, где теперь необходимо переустройство, стали возводить те самые ИТП.
– В Рязани таких домов немало. ИТП для них строили за счет Фонда капремонта. Туда должна поступать холодная вода из городской системы водоснабжения, а на выходе – идти в дом – уже горячей, – пояснил нам специалист одной из городских управляющих компаний. – Проблема в том, что эти пункты часто строили с ошибками, не соблюдали техзадания по установке. В итоге часть ИТП вообще не введена в эксплуатацию, а некоторые хоть и дают горячую воду, но она не дотягивает до нормативов ни по температуре, ни по давлению.
Довести до ума ИТП должны те, кто их возводил. И контролировать подрядчиков обязан заказчик, то есть опять же Фонд капремонта. Где он?
Попытка засчитана
На встрече с жилищниками заказчик присутствовал – в лице недавно пришедшего в региональный Фонд капремонта нового руководителя Виталия Дубровина. Однако конкретных ответов по отладке ИТП представители управляющих организаций от него не услышали. Без комментариев остались и проблемы с подрядчиками и стройконтролем.
Многие читатели сейчас наверняка спишут все на коррупцию – мол, представитель фонда кого-то защищал или не хотел обижать. Но нет: при обсуждении других тем и у представителей иных ведомств реакция была примерно такой же осторожной. Если не сказать вялой. Пришедшие в «Точку кипения» представители ресурсных организаций – Теплосети и Водоканала – вообще ни слова не проронили. Активность пытался проявить замглавы администрации Рязани Михаил Ромодин, но он ни дня не проработал в отрасли – сразу после вуза стал чиновником. И, разумеется, оперировал лишь бюрократической терминологией.
Модерировать встречу взялась глава региональной Госжилинспекции Татьяна Тарасюк. Она переводила вопросы из зала их адресатам со стороны отдельных ведомств, но регулярно те вопросы и тормозила, ссылаясь на то, что «это нужно проработать отдельно, в рабочем порядке». А зачем тогда была эта встреча?
Вариантов два. Первый, что придет на ум большинству, – для галочки. Велели, мол, сверху собраться и поговорить с управляющими организациями, вот и собрались. Однако на практике это выглядело иначе.
Второй, как нам представляется, имевший место вариант – это действительно попытка наладить обратную связь. Только… по своим правилам.
– Сложилось ощущение, что нас слушали, но не услышали, – поделился впечатлениями с «Новой» один из участников встречи со стороны жилищников. – Все управляющие организации хотят взаимодействовать с органами власти, ведь нам же потом будет проще вести бизнес. Но со стороны ведомств лишь говорят о готовности к совместной работе, саму ее мы на этом собрании не увидели.
Впрочем, из уст чиновников несколько раз прозвучали слова о планах обсуждать конкретные темы отдельно. Так что по их последующим действиям будет понятно: готовы ли рязанские ведомства что-то менять и меняться сами или в «Точке кипения» все же поставили в этом диалоге жирную точку.
НЕСВЕЖИЕ ВОПРОСЫ
Одной из самых востребованных тем встречи была работа с мусором. Заместитель председателя Ассоциации управляющих компаний Рязанской области Павел Аккуратов поинтересовался, почему с профессиональным сообществом не обсуждали изменения в Правила благоустройства города. Согласно этим изменениям, часть забот по складированию и вывозу мусора закрепили за управляйками. «Новая» подробно писала об этом в материале «Невывозимые страдания». Вопрос Аккуратова был адресован в первую очередь мэрии, продвигавшей поправки. Однако остался без ответа. В свою очередь упомянутый выше Игорь Квашнин заметил, что если регоператор – компания «Эко-Пронск» – будет предоставлять УК графики работы своих мусоровозов, то это значительно улучшит ситуацию. Сейчас дворники часто убираются до приезда этих машин, а после отправляются на другой участок. В итоге разбросанный при погрузке мусор остается нетронутым. Управляющие организации регулярно просят «Эко-Пронск» предоставить график мусоровозов, однако тот их не дает. По поводу вывоза отходов от ремонта квартир, по мнению Квашнина, даже в федеральном законодательстве нет однозначной трактовки: какой мусор относится к текущему ремонту, а какой к капитальному. В итоге «Эко-Пронск» трактует законы так, как выгодно ему, и не вывозит отходы от обычного ремонта, хотя обязан. Однако ответить на эти вопросы было некому – представители регоператора на встрече вовсе отсутствовали. К слову, председатель Ассоциации управляющих компаний Рязанской области Сергей Сапунов во многом согласился с Игорем Квашниным – задачи и проблематика у них схожи, к взаимодействию с горадминистрацией и ГЖИ готовы оба. Был бы ответ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас