Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 1 июля 2010 г.
Сапфиров решил себя огранить
Рязанский бард коллекционирует награды



Недавно была передача «Культурная революция», где шел спор о том, бардовская песня – это вещь в себе наподобие секты или все-таки имеет выход за пределы своего узкого мирка, где «здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Спорщики так ни к чему в итоге и не пришли.
Как бы то ни было, количество фестивалей авторской песни в нашей стране только растет, в том числе и неподалеку от Рязани. Один из тех, кто частый «ездец» по различным бардовским форумам – Евгений Сапфиров, лидер ТО «Апрель», известный рязанцам как организатор масштабных фестивалей «Бабье лето» и «Голубые озера». История последнего, впрочем, закончилась и, кажется, безвозвратно.


– Е вгений, ты только что стал лауреатом фестиваля «Рамонский родник». Как тебя угоразило? И много ли у тебя других подобных «наград»?

– Так вышло, что предыдущие годы фестиваль под Воронежем совпадал по срокам с «Голубыми озерами», а съездить-посмотреть хотелось. В этот раз с целью отдохнуть-развеяться я с женой и Алексей Старовойтов с супругой метнулись туда. А когда приехали, то на фестивале оказались наши друзья из Электростали Марат и Ольга Фахртдиновы. Вот они-то и уговорили нас спеть в конкурсе, раз уж, дескать, вас здесь никто не знает.

1-й и 2-й туры проходили по «гамбургскому счету», то есть сами участники отбирали лучших трех в своей «пятерке». Наш с Алексеем дуэт «Мужики» и меня как композитора миновала участь 2-го тура по единодушному желанию наших соперников, и мы вышли на главный конкурсный концерт как-то легко. На «мастерских» Вадим Егоров, послушав, посоветовал мне спеть песню «Ночь» на стихи Б. Пастернака, о которой потом долго и замечательно говорил на концерте-награждении, а дуэту – «По лугу», целиком мою песню. Но без казуса не обошлось: я, выйдя на сцену, будучи уверенным в себе на 100 пудов – забыл слова, народ с поляны (а там около тысячи сидело народа) уже стал подсказывать, что меня совсем подкосило, наизусть ведь знают стихи Пастернака. Словом, переклинило, и я вышел на сцену только через несколько номеров с подачи Виктора Байрака – худрука и ведущего этого действа. Впрочем, волнение прошло, и публика устроила овации! Знамо дело приятно: аплодисменты – хлеб артиста! В общем, итог всего – лауреатство мне как композитору и «Мужики» – дипломанты как авторский дуэт, лауреатов в этой номинации не было. Понравилась атмосфера доброжелательности на фестивале, даже совершенно отвязная и бухая молодежь, устроив на полночи свои разборки около нашей палатки, совершенно адекватно и по-доброму реагировала на мои замечания. У нас бы пришлось в такой ситуации прибегать к экстренным мерам…

Еще удивил заключительный концерт в Воронежской филармонии, я там пел в почти полном зале!!! Как организаторам в выходной празднично-летний жаркий день удалось собрать такую кучу людей – ума не приложу! Убеждаюсь лишний раз, что в Рязани нет такой среды, да и много чего нет, как ни бейся. Еще факт: этот фестиваль восьмой по счету, но на этом месте – второй раз. Организаторы перенесли его в другое место, и даже в другой муниципальный район, так как на старом уже стало собираться под 20 тысяч народу, из них только около пяти тысяч действительно на фестиваль, остальные –  водочки под бардов выпить и потусоваться. И это решение о переносе сыграло свою позитивную роль. На самом деле, сидели у главной сцены и слушали не единицы, как в Луховицах, а  десятки-сотни слушателей, значит, там это востребовано!

Лауреатств и дипломанств у меня вообще хватает: в прошлом году на «Куликовом поле»,  всероссийском фестивале под Тулой. До этого были победы в разные годы в Перми («Моя песня на компакте»), в Твери («Это моя песня»), в Домбае («Горные вершины») – все это всероссийские фестивали. А про кучу региональных и говорить нечего – список длинный. Грамотками можно туалет обклеить, но супруга против – негигиенично, говорит. Все эти конкурсы – способ эпизодического  выхода на сцену для мало концертирующего автора-исполнителя. Такая вот вялотекущая самодеятельность. Да таких немало, как я посмотрю.

– В этом году впервые фестиваль «Голубые озера» прошел без тебя, даже сменив название из-за твоего отсутствия в числе организаторов – теперь это «Луховицкие озера». Не было ли желания съездить, посмотреть? И что ты сам планируешь сделать из такого рода оупен-эйров в ближайшее время?


– «Голубые озера» я придумал 16 лет назад в совсем другой атмосфере, страна была другая, люди другие. Жажда навара на всем, что находится вокруг, еще не всех захватила. У моего фестиваля были другие принципы, как, впрочем, и у меня до сих пор. Теперь всплыли такие люди, которым по барабану какие-то «мифические» принципы, главное – слава и деньги. Но «Лухозера» уже другой фестиваль, там другие мотивации, хотя внешне, для непосвященных, все как бы осталось по-прежнему: география та же, публика та же, «крыша» – Лухадминистрация и Мособлмолкомитет те же. Но для меня это уже не имеет значения. Пусть себе живет, как может, этот фестиваль без меня. Я еду туда, где «любят и ждут меня…». Мой принцип: «Делай добро и бросай его в воду». Нужно покататься по разным мероприятиям, куда давно зовут, а раньше возможности выбраться не было.

Хочу съездить в августе в Липецк, в сентябре в Касимов, может, еще на фестиваль «Городецкий пряник» под Нижним Новгородом и, конечно, 17–19 сентября проведу 16-й по счету фестиваль «Бабье лето» в Клепиковском районе на озере Озерье.

– Вышло несколько дисков с названием «Бардовый альбом», где ты попытался собрать записи всех или почти всех рязанцев, так или иначе относящихся к авторской песне – ну, кроме разве что совсем уж неумех. Какова судьба этого проекта? Будет ли он продолжен?

– «Бардовый альбом» при всех его недостатках – проект живой, но требующий свежего дыхания. Думаю, он получит в свое время новый импульс для развития. А пока пусть рождаются и развиваются новые рязанские и не только таланты. Я в этом деле только проводник. Меня сейчас больше заботит судьба незавершенного собственного диска, на который у меня вот уже последние три года не находится средств. Хотя треки голос-гитара прописаны, но задумка шире – в аранжировке, сведении, мастеринге, издании… Абы как альбом выпускать уже не хочется, а на задуманное нет времени и – главное – денег.
Анатолий ОБЫДЁНКИН