Тема реорганизации системы школьного образования сегодня у всех на слуху. Вот и в минувшем номере рязанского выпуска «Новой» сразу две публикации «Тишина в классе» и «Позорная ликвидация», лейтмотив которых – не позволим сокращать педагогов и закрывать школы. Безусловно, не все в этой ситуации просто, но давайте посмотрим правде в глаза: стоит ли так убиваться по малокомплектным школам.
Действительно в нашем обществе укоренилось мнение, что если в селе нет школы, то у этого населенного пункта нет перспективы. Исходя из этого, несмотря на сокращение числа учащихся, школы в Рязанской области пытались сохранить любой ценой. В результате на сегодняшний день в регионе действует 84 школы, где учеников меньше десяти. А ведь по нормативам в одном классе сельской школы должно быть не менее 14 человек.
Не будем касаться финансовой составляющей. В данной ситуации для любого здравомыслящего родителя главное – качественное образование своего ребенка. Но ведь ни для кого не секрет, что во многих малокомплектных школах все предметы ведут два-три учителя. В итоге – расходы огромные, а качество образования низкое.
Пару лет назад в эфире новостей одной из рязанских телекомпаний прошел сюжет из рязанской глубинки. Запомнился он мне надолго тем, что в сельской школе математику преподавала выпускница… местного агролицея. Проще говоря – ПТУ. И чему она научит детей?
А выпускники педвузов в такие села не торопятся, так как нет там условий ни для работы, ни для жизни. Кстати, на сегодняшний день в области имеется 167 свободных педагогических вакансий. Так что сокращенные в одной школе педагоги получают прекрасную возможность трудоустроиться. А может, они и шумят, потому что понимают – с их квалификацией в современной школе работать не получится?
В области планируется провести реорганизацию 100 малокомплектных школ. Это действительно много, и здесь главное не наломать дров, не передать освободившиеся здания в частные руки, как получилось в свое время с детскими садиками. Ведь лет через десять демографическая ситуация может кардинально измениться.
А пока ученики малокомплектных школ будут учиться в более крупных школах, находящихся в ближайших населенных пунктах, куда их будут (по крайней мере, так заверяют чиновники) ежедневно доставлять специальные автобусы. И они смогут получать качественное образование, отвечающее всем современным стандартам. В новых условиях повысится конкурентоспособность сельских выпускников, они будут иметь равные шансы со своими городскими сверстниками.
Обращаем внимание, что мнение редакции далеко не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых реплик и материалов.
Справка «Новой»:
В 2001 году в Рязанской области было 145000 обучающихся, в 2010 году – 99800 человек, при этом область лидирует среди других регионов России по количеству учебных заведений.
В нашей области 80 школ, где наполняемость не более 10 человек.
Подушевое финансирование коснется только полнокомплектных школ, которых на территории Рязанской области насчитывается 150, из них 72 школы находятся в областном центре. Финансирование малокомплектных школ (в регионе их насчитывается 500) не будет зависеть от количества учеников, а будет проводиться с учетом фактических расходов.Павел ГРЕСЬ