Легенде рязанского послевоенного футбола – 90 лет
Так сложилось, что к двум наиболее популярным на Рязанщине видам спорта Сергей Сергеевич РЫЧАГОВ имеет самое прямое отношение. Он был первым капитаном главной футбольной дружины области, а для хоккея с шайбой – и вовсе отец-основатель. И, несмотря на то, что уже почти четверть века его нет с нами, дела его продолжают жить. В последние дни июля легенде нашего послевоенного футбола исполнилось бы 90 лет…
– В дореволюционной Рязани наша фамилия была достаточно известна, – начинает свой рассказ Юлия Сергеевна, младшая сестра Сергея Рычагова. – У нашего дяди Александра была типография на улице Почтовой, которая потом перешла нашей семье. Но после известных событий ее национализировали, а в начале 1930-х годов по ложному доносу нас «раскулачили» и выселили на окраину города, в Ямскую слободу (ныне район площади Театральной, – Ю.М.), где было лишь несколько избушек да голое поле. Затем, несколько раз поменяв местожительство, мы поселились на улице Липецкой (ныне Маяковского, – Ю.М.), там Сережа и приобщился к футболу. Помню, увидела я во дворе синагоги, как мальчишки гоняют мяч, а наш Серёжа стоит в воротах, и сумка его рядом – вместо штанги. Я – предательница – тут же бегом к маме: ох, и досталось ему тогда и за пропуск школы, и за замшевые мамины перчатки, которые она как зеницу ока берегла для особо торжественных случаев…
Но жизнь распорядилась так, что именно спорт стал для Сергея делом всей его жизни. Ради того, чтобы играть в футбол, он даже бросил обучение в Московском энергетическом институте. В 1940-е годы он был настоящая знаменитость, его имя гремело на всю округу. В то время немного было развлечений, и футбол оставался самым популярным: на стадионе собиралась чуть ли не вся Рязань. Сережу все уважали и за умную, как тогда говорили, игру, и за сильные удары. Не скрою, было очень приятно, когда подружки узнавали, что знаменитый Рычагов мой брат, восторгу их не было предела. Чуть ли не после каждой игры его буквально забрасывали букетами цветов, а бывало, что и на руках с поля уносили. Правда, не всегда при этом он оказывался в качестве героя, бывало и так, что соперники нарочно били его по раненной ноге, чтобы вывести из строя сильнейшего игрока спартаковцев.
– Папа крайне неохотно вспоминал о своей фронтовой юности, – вступает в разговор дочь Сергея Сергеевича Наталья Сергеевна, – прорвало его лишь в один из юбилеев Победы. Тут мы и узнали, что, окончив школу в июне 1941 года, осенью он был направлен в Чарджоу в артиллерийское училище, а, едва получив звание лейтенанта, оказался в самом пекле Сталинградской битвы. Там он был серьезно ранен, а когда немцы, захватив их артпозицию, начали достреливать живых, то прошли буквально в нескольких шагах от того места, где папа вместе с товарищем притворились мертвыми. Подлечившись в госпитале, он успелпринять участие в еще одном судьбоносном сражении Великой Отечественной – на Курской дуге. На этом, правда, война для него закончилась: домой теперь уже бывший командир взвода 76-миллимеитровых противотанковых орудий возвратился инвалидом второй группы.
Но даже после этого спорт он не бросил. Уже потом мама рассказывала, что когда только появилась идея культивировать делавший лишь первые шаги в Советском Союзе «канадский» хоккей, Сергей Сергеевич ей буквально загорелся, видимо, каким-то шестым чувством поняв, сколь великое будущее уготовано этому «заморскому» виду спорта. Вскоре его направили в Москву, где он окончил специальные курсы и домой возвратился уже дипломированным тренером. Поскольку практически ничего тогда еще не было, то многое, в том числе и часть защитной амуниции, приходилось изготавливать собственными силами, в чем наша мама с иголкой в руках принимала самое активное участие.
Заметную роль в становлении Рычагова как футболиста сыграл тренер Борис Алексеевич Локтев, отец знаменитого форварда сборной СССР по хоккею Константина Локтева. Он же стал инициатором зачисления Сергея в команду общества «Спартак», с которой у него связаны самые счастливые футбольные годы как игрока, а впоследствии и тренера. Именно под руководством Сергея Сергеевича к спартаковцам пришли победы областного масштаба: в первой половине 1950-х они трижды выигрывали кубок, становились чемпионами.
Большое внимание молодой наставник уделял подготовке кадров, чем в то время вообще мало кто занимался. Любопытно, что этот факт нашел свое отражение даже на страницах главного печатного органа того времени газете «Сталинское знамя»: «Победа спартаковцев является результатом правильно поставленной учебно-тренировочной работы и смелого выдвижения молодежи. Заслугой тренера Рычагова является то, что он успешно подготовил к соревнованиям такую молодую команду». Неудивительно, что в числе воспитанников Сергея Сергеевича оказались достойные продолжатели его дела: Владимир Болотин и Виктор Костин впоследствии вошли в число сильнейших игроков рязанского футбола, Виктор Губернаторов стал судьей международной категории по хоккею с шайбой.
Но все это было уже потом, а прославился Рычагов в первую очередь как настоящая гроза вратарей, большой мастер стандартных положений. Очевидцы отмечали в своих воспоминаниях, что Сергей обладал очень сильным и что не менее важно точным ударом, и частенько поражал ворота с дальних дистанций, посылая мячи точно в верхний угол ворот. И репортеры того времени, как правило, не отличавшиеся красноречием, в эпитетах особо не стесняясь, называли удары левого инсайда спартаковцев не иначе как «пушечными», а голы «редкими по красоте».
И просто невозможно было поверить в то, что многое дается любимцу публики через сильную боль, а эту «золотую» ногу, после ударов которой мяч летел словно из катапульты, едва не ампутировали после тяжелого ранения в боях на Курской дуге. Война закончилась для Рычагова в 1944 году, когда он на костылях возвратился домой инвалидом второй группы. Серьезно была повреждена кость, о футболе предстояло забыть. Не исключено, что и навсегда.
Но с приговором военных медиков бывший артиллерист оказался не согласен и вскоре его «пушка» вновь заработала на полную мощь. Чего это ему стоило, сколько времени провел он в напряженных тренировках до потемнения в глазах, мы уже не узнаем, но Сергею удалось вернуться не только к полноценной жизни, но и в большой спорт. Уже в 1946 году со счетом 3:2 сборная Рязани победила в товарищеском матче дублирующий состав столичного «Торпедо», а решающий гол за три минуты до финального свистка забил как раз инвалид войны, и как следует из газетного отчета – фирменным пушечным ударом.
А звездным для Рычагова стал 1948 год, во многом оказавшийся судьбоносным для всего рязанского футбола. Успешное выступление нашей команды в первенстве ЦС ДСО «Спартак», которая стала бронзовым призером тех престижных состязаний, оказалось одной из основных причин, по которой уже в следующем спортивном сезоне рязанцы стали участниками первенства СССР. И одним из тех людей, благодаря которым это событие вообще стало возможным, был, конечно же, Сергей Рычагов.
По итогам турнира капитана рязанцев включили в состав сборной РСФСР для участия во Всесоюзной спартакиаде общества «Спартак». И уже в первой игре против белорусов Рычагов отметился хет-триком, не удалось уберечь свои ворота от его «пушечных» ударов и командам Украины и Молдавии. Лишь в финальном поединке триумфальное шествие россиян остановила сборная Москвы.
По окончании спортивной карьеры Сергей Сергеевич долгое время работал старшим инструктором в областном спорткомитете, в периодической печати постоянно появлялись его аналитические статьи. Однако жизнь продолжается не только в его великих делах, но и в благодарных потомках. Достаточно будет сказать, что в настоящее время в Рязани проживают уже три Сергея Сергеевича Рычагова: сын, внук и правнук. Самая настоящая династия!
Юрий МАТЫЦИН