Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№29 от 1 августа 2019 г.
Гибель «Гагарина» под прокурорским надзором
 Суду присяжных предстоит не только определить виновность двух любителей охоты, но и испытать на себе корпоративную солидарность высокопоставленных рязанских силовиков

1 августа в Железнодорожном районном суде Рязани на 10:30 назначено слушание уголовного дела по обвинению двух тридцатитрехлетних здоровяков – Александра Галкина и Алексея Воронцова в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). Дело, по настоянию обвиняемых, будет рассматриваться с участием коллегии присяжных заседателей. Процесс имеет все шансы получить широкий резонанс по причине того, что Александр Галкин на момент совершения преступления являлся помощником прокурора Рыбновского района Рязанской области.



15 апреля 2018 года в доме на улице Луговой деревни Крюково Чучковского района скончался 58-летний житель Рязани Михаил Якушкин. Как следует из материалов уголовного дела, смерть Михаила Федоровича наступила от постгеморрагической анемии, обусловленной причинением телесных повреждений: до крови разбиты уши, ссадины под глазами и на кистях рук. А еще многочисленные переломы ребер. «Данные повреждения состоят в прямой причинно-следственной связи со смертью, относятся к категории тяжкого вреда, причиненного здоровью человека, по признаку опасности для жизни. Достоверно разграничить каждое повреждение по степени тяжести причиненного здоровью человека не представляется возможным», – пришли к выводу эксперты. То есть Михаила Якушкина убили.

Следствие восстановило картину произошедшего. 13 апреля Александр Галкин со своим одноклассником Алексеем Воронцовым и компанией знакомых из Рязани и Москвы (Владимир Пономарев, Евгений Цуканов, братья Чвановы, Сергей Вихров, Александр Ефимкин) прибыли в Чучковский район Рязанской области отдохнуть и поохотиться. Место для охоты было выбрано не случайно – Галкин начинал свою карьеру в органах прокуратуры помощником прокурора Чучковского района, так что места знал не понаслышке. Собственно Галкин, как и Воронцов, охотой не увлекались и ехали с одной целью – отдохнуть с друзьями на природе вдали от городской суеты. Дом для отдыха подыскал приятель – Ян Чванов.

Компания, собравшаяся в деревне Крюково в доме местного жителя Василия Якушкина, состояла в давних дружеских отношениях. Они даже общались между собой по прозвищам: Галкин – Алекс, Воронцов – Ворон, Пономарев – Спортик, Вихров – Спанч Боб, Цуканов – Цукан... Приехавший отдельно от гостей к брату Василию Михаил Якушкин именовался не иначе как Гагарин.

Сложно сказать относительно охоты, но отдых в Крюково удался на славу. Во время допросов свидетелей и обвиняемых то и дело звучали рассказы о том, что «вначале пили водку из пластмассовых стаканчиков, а затем Василий принес из дома рюмки», «он жег костер и задремал на стуле, поскольку был пьян», «Галкин звонил в дежурную часть полиции и сказал, что сейчас начальник привезет пиво», «14 апреля продолжили пить спиртное»...

Пили 13 апреля, продолжили и на следующий день. Братья Чвановы вместе с московскими гостями с утра уехали на охоту, а Михаил Якушкин отправился в поселок Чучково в магазин. Вернулся после обеда, в это время оставшиеся гости вместе с хозяином продолжали «трапезничать» за столом во дворе дома. Позвали выпить и Михаила. Тот не отказался. Между Михаилом Якушкиным и Александром Галкиным возникла пьяная перепалка. Затем, как следует из показаний свидетелей, Галкин подбежал к Якушкину и с криком: «Мразь, мразь, забью!» нанес ему несколько ударов в голову. Мужчина от боли присел, а прокурор стал наносить ему удары ногами по туловищу. Как потом Галкин объяснял следователю причину: «Якушкин нелестно отзывался о прокуратуре».

Избитого Михаила окатили водой из ведра, он немного очухался и попытался убежать со двора. Но Алексей Воронцов догнал его, сбил с ног и нанес несколько ударов по туловищу. Затем Михаилу налили водки, он выпил и отправился в дом. По показаниям некоторых свидетелей, Галкин, перед тем как Михаил ушел в дом, заставил братьев Якушкиных обняться и попрощаться и грозился их сжечь.

Но, как сказано в протоколах допросов, свидетели «из-за состояния опьянения путаются в последовательности событий».  

Под утро 15 апреля Михаила Якушкина обнаружили на кровати в одних трусах без признаков жизни. Все вышли на улицу и стали ждать приезда скорой помощи и полиции. Фельдшер Вера Астахова констатировала смерть Якушкина, а участковый отдела полиции Андрей Гамазин обратил внимание на синяки на трупе. Но ему объяснили, что Якушкин падал с печки и в подпол. Участковый Гамазин оформил первичный протокол досмотра, свидетелями выступили Алексей Воронцов и Сергей Вихров.

16 апреля 2018 года Шиловским МСО СУ СК России по Рязанской области было возбуждено уголовное дело по факту умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью Якушкину М.Ф., повлекшее по неосторожности его смерть. 18 апреля Галкина и Воронцова задержали, они оба дали показания, что применяли физическую силу в отношении Михаила Якушкина. 

В прокуратуре Рязанской области предприняли попытку не афишировать ЧП. После публикации в «Новой» (№ 16Р от 26 апреля 2018 г.) и перепечатки информации со ссылкой на первоисточник другими рязанскими СМИ помощник прокурора Рязанской области Юлия Ромашкина в комментарии порталу YA62.ru все начисто отрицала и заявила, что не знает, кто мог распространить «ложную информацию».

Понять г-жу Ромашкину можно. Мать Александра Галкина – Ольга Галкина работает начальником отдела планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Рязанской области. Более того, г-жа Галкина входит в состав комиссии прокуратуры Рязанской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Отец Александра – Анатолий Галкин – бывший высокопоставленный сотрудник облпрокуратуры. До назначения Олега Черныша на должность прокурора Рязанской области, при его предшественнике Сергее Легостаеве, Галкин-старший курировал управление облпрокуратуры, надзирающее за ФСБ. Его секретаршей числилась Наталья Зинова, ныне помощник прокурора Рязанской области по кадрам. Как и Галкин-младший, Зинова ранее работала в Рыбновской прокуратуре. Ее карьерный рост связывают с покровительством его отца. 

Так что связями среди силовиков семейство Галкиных и их окружение не обделено и без сомнения приложат усилия для того, чтобы максимально снизить наказание сыну. И такие попытки уже предпринимаются. Сожительница Алексея Воронцова Наталья Якушкина (в родственных связях с потерпевшим не состоит) сообщила, что отец Галкина Анатолий Федорович позвонил ей и назначил встречу 25 июня 2018 года возле МФЦ на улице Новаторов в Рязани, во время которой предложил ей уговорить Алексея Воронцова взять всю вину на себя. В качестве вознаграждения пообещал купить Воронцову квартиру в Рязани. Галкин-старший оперировал юридическими терминами и убеждал Наталью, что за преступление в группе дадут больший срок. Якушкина от предложения отказалась.

Но кто даст гарантию, что Анатолий Галкин не попытается «договориться» с присяжными заседателями? Или, используя свои связи в областной прокуратуре (в том числе давнее знакомство с первым зампрокурора области Юрием Монаховым), не окажет «влияния» на гособвинителя?  

Заранее можно предположить, что судебный процесс над Галкиным и Воронцовым будет сложным и затянутым по времени. В Чучковском районном суде с облегчением вздохнули, узнав, что дело будут рассматривать в Рязани. А вот у Железнодорожного райсуда и коллегии присяжных есть уникальный шанс не только установить истинную причину смерти «Гагарина», но и наказать виновных.
 
Павел Гресь