Не везёт «Подбелке». Сначала – ковидные ограничения, прервавшие ежегодность фестиваля. Теперь, в 2022-м, – плавящая мозги жара и горящие леса под Рязанью, из-за которых (якобы) отменили следовавшие за фестивалем субботние мероприятия Дня города. Но 26 августа «Подбелка» со всем этим справилась и конкуренцию с Форумом древних городов, в программе которого стояли массовые концерты, успешно выдержала. Сомневаюсь, что на все вместе взятые мероприятия форума пришло столько тысяч людей.
Фестиваль слегка ужался – сцен было всего пять, но это пошло ему на пользу. Я бы минимум ещё одну сократил, потому что акустическая сцена возле банка ВТБ, где люди под гитару поют, из года в год страдает от близости главной – той, что «за Лениным». Когда на основной площадке пересменка – исполнителей слышно хорошо, а так – песни под аккомпанемент всего одной гитары даже петь неудобно, не то что слушать. Нужна ли акустическая площадка в таком виде – большой вопрос.
В целом со сценами теперь ситуация менее запутанная, чем раньше. Четыре из них – на Почтовой (с 1920 по 1994 г. эта пешеходная улица в центре Рязани носила имя наркома почт и телеграфов РСФСР Подбельского, отсюда и сокращенное Подбелка). На той сцене, что «за Лениным» – местные кабацкие музыканты, у ВТБ – несчастная «акустика», возле кафе «Чулан» – рок-андеграунд, напротив почтамта – в принципе, то же самое, только названия более известные. А пятая сцена притаилась на Лыбедском бульваре – фолк и всё, что около фолка.
Подольская группа «Джин-тоник» неожиданно удивила своим профессионализмом
Стратегии у публики на «Подбелке» встречаются разные. Главных две. Можно двигаться в общем потоке людей, шляющихся вдоль по улице в надежде услышать что-то стоящее, а услышав – присоединиться к ручейку, подключенному к одной конкретной сцене. Большинство так и делает. А кто-то выбирает понравившуюся сцену и занимает место в кафе неподалёку, благо разнообразными едальнями и питейными заведениями фестивальная улица Почтовая утыкана как ёжик иголками.
В прошлые годы я передвигался по ней, используя по ситуации оба перечисленных выше варианта, а теперь для разнообразия решил последовать третьему – перемещаться в соответствии с заранее составленным чётким планом, благо расписание выступлений было известно. В целом затея удалась, хотя соблюдалось расписание, по большому счёту, на двух сценах из пяти – на прочих сдвиги по времени начались почти сразу и ближе к финалу достигали часа-полутора.
Выбранный мною маршрут фестивального путешествия оказался следующим: сначала Антон Свиркин и его проект «Кибитка» на Лыбедском бульваре, затем «ОГП» у почтамта, промежуток на свободные хождения, затем экс-«Выход» и следом «ТЮТЮ» снова на Лыбедском бульваре, и в самом конце – неторопливые хождения между группами «Собаки Качалова» и «Джин-тоник», благо выступали они по соседству. Последних я до этого никогда вживую не слышал и был приятно удивлён, посмотрев на то, как эта команда работает.
Судя по тому, что мельком слышал на других сценах, с маршрутом я не ошибся, хотя «ОГП» в ополовиненном составе – конечно, не совсем «ОГП». Надолго задержаться «не по плану» захотелось лишь единожды, когда на акустической сцене выступал неплохой столичный бард Дмитрий Матюшкин, ухитрившийся, несмотря на очень сильное звуковое противодействие со стороны главной площадки, с нуля собрать вокруг своими весёлыми песенками под одну гитару пару-тройку десятков слушателей.
Главные авторы города в «Подбелке» участия не принимают, но и того, что есть, вполне достаточно, чтобы получить реальное удовольствие от творческой составляющей творящегося вокруг сумбура. Рязанский городской сайт RZN.info, на мой взгляд, задумывал свое фестивальное детище все же не как творческое, а скорее коммуникативное. Люди, до того не видевшиеся месяцами, годами, иногда десятилетиями, сталкиваются в толпе, радостно хлопают друг друга по плечам, и всеобщая эйфория наступает от самого количества нечаянных и, как правило, радостных встреч. (Я испытал подобное, пересекшись, например, сразу с двумя Юльками – Тузовой и Теуниковой из проекта «ТЮТЮ», которых не видел лет пятнадцать, если не больше.) На этом фоне иные достижения фестиваля меркнут: пожалуй, нет больше в Рязани другого такого массового пересечения в едином месте и времени публики «выше нуля», которое происходит раз в год.
Фестиваль давно перерос просто конкурс уличных музыкантов. Он постепенно внутренне преображается, и с некоторых пор именно «роскошь человеческого общения», так любимая Экзюпери, стала первым номером в числе его достоинств. И уже совершенно не важно, кто «победил» в слушательском голосовании – большинство пришедших на «Подбелку» не в курсе, что попутно кто-то с кем-то «соревновался».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Проект «ТЮТЮ» об интерактиве на «Подбелке»
Подписывайтесь на телегу "Новой", чтобы наши новости сами находили вас