Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№39 от 1 октября 2015 г.
Чиновники прикрылись достопримечательным местом
Накануне 120-летия со дня рождения С.А.Есенина вскрылась масштабная махинация. Села Константиново и Музея-заповедника, в нынешем их виде, может не стать. «Новая газета» публикует секретные карты будущего «Есенинской Руси» 


 
Напомним немного, как развивалась история есенинского скандала начала XXI века. Живописные есенинские просторы издавна привлекали ценителей природных красот, и в разгул дикого капитализма предприимчивые чиновники и люди, стоящие за их спинами, решили конвертировать окрестности села Константиново, где родился великий русский поэт, в «золотые» сотки и гектары. 
 
В 2006г. при губернаторе Георгии Шпаке был принят проект, определяющий границы и режимы охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина, тем самым создавая защиту этого воистину заповедного места, или как его назвают есениноведы – «сакрального центра России».
 
Чтобы разрешить застройку заповедных мест, нужно было снять две степени защиты: 
 
1. Изменить вид разрешенного использования земельных участков с сельскохозяйственного использования – на жилищное строительство (так как на сельхозземлях капитальное строительство запрещено);
 
2. Отменить режимы охраны территории как объекта культурного наследия и земель, к нему прилегающих (зоны охраны).
 
С первой задачей чиновники справлялись постепенно, делая переводы земель и присваивая им необходимый вид разрешенного использования, но как оказалось впоследствии – повсеместно нарушая федеральное законодательство об охране объектов культурного наследия. Сначала переводы земель делались путем издания распоряжений губернатором Рязанской области Олегом Ковалевым. Затем более масштабно – путем принятия генеральных планов сельских поселений (закладывая туда именно интересы застройщиков и, разумеется, полностью игнорируя существующие зоны охраны музея-заповедника).
 
Далее. Для начала застройки необходимо получить разрешение на строительство, и здесь категория зон охраны объекта культурного наследия становилась поперек горла застройщикам. Федеральное законодательство запрещало или ограничивало строительство в зоне охраняемого природного ландшафта – большая часть есенинских мест имеет сегодня именно такой статус. Пока имеет.
 
А у застройщиков – жуткий зуд и они начинали строить, не имея на руках разрешений. Между д.Иванчино и с.Новоселки чиновники решили организовать новый элитный коттеджный поселок на высоком берегу Оки с панорамным видом на заливные луга и мещерские дали. За бюджетные средства соорудили дорогу (104 млн руб.), подвели газ, электроснабжение, сделали артезианское водоснабжение – в то время как вода в колонках имеет отвратительный запах железа. Элитный поселок на крутом берегу Оки ужа начал застраиваться, стали появляться видные дома видных рязанцев и москвичей. Региональная власть искала способ, как узаконить эту застройку и «тиражировать» далее этот положительный опыт по есенинским просторам. И решение было найдено – нужно было просто упразднить Государственный музей-заповедник С.А.Есенина, что и было сделано губернатором Олегом Ковалевым 30 декабря 2013г.
 
Такой наглости рязанская общественность стерпеть не смогла и самоорганизовалась перед лицом заезжих коррупционеров, посягнувших на родное.
 
Активистом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Андреем Петруцким было подано исковое заявление в суд. Он легко оспорил Постановление правительства Рязанской области №478 от 30.12.2013г., третий пункт которого упразднял музей-заповедник с его зонами охраны. Федеральный центр также дал однозначный сигнал, и губернатор Ковалев вынужден был отыграть назад – восстановить музей-заповедник С.А.Есенина (но лишь через месяц после его упразднения). Первый «пробный шар» в цель не попал, и действующий губернатор, то ли не умея признавать своих ошибок, то ли еще по какой причине, публично заявил: заповедник возвращают на время – до момента разработки и принятия так называемого достопримечательного места. 
 
Сначала сокращаем...
 
Таким образом был запущен процесс разработки достместа «Есенинская Русь», единственной целью которого организаторы коттеджной застройки есенинских просторов ставят – легализовать масштабную застройку живописных ландшафтов на родине великого поэта. Ставки уже сделаны и они велики.
 
К неудовольствию девелоперов президент Владимир Путин после вопроса-призыва спасти Константиново, озвученного главным редактором рязанского бюро «Новой газеты» Алексеем Фроловым на медиафоруме в апреле 2014 горда, взял историю «на карандаш» и поручил обеспечить за разработкой проекта этого достместа общественный контроль. 
 
Второй «пробный шар» был брошен 23 января 2015г. на заседании научно-методического совета при министерстве культуры РФ в Москве, где рассматривались границы спроектированного достместа «Есенинская Русь» (проект разработчика ООО «Градостроительная мастерская», г.Иваново).
 
Как и ожидали представители общественности, на суд экспертов был представлен проект, где из-под охраны выводились практически все живописные берега Оки. Площадь достопримечательного места была сокращена в 2,5 раза по сравнению с ныне охраняемой историко-культурной и природной территорией. Ивановская «Градостроительная мастерская» получила звучную оплеуху от экспертов с мировым именем и пошла переделывать проект заново.
 
В мае 2015г. ивановский проектировщик и рязанское министерство культуры поразили всех и вся в России заявлением, что, мол, да здравствует Сергей Есенин! его достместо «Есенинская Русь» будет самым беспрецедентным в РФ по своим размерам – вместо ранее охраняемых 37 тысяч га теперь якобы будет 45 тысяч га.
 
Обжегшись однажды, идя в лобовую к поставленным девелоперами задачам, проектировщики и их неустанные кураторы избрали другую тактику. Если нельзя просто вывести за границы достместа землю, предполагаемую под застройку, нужно действовать коварнее. Напротив, территорию достместа «Есенинская Русь» максимально раздуть, включив туда новые территории. Для начала включили обширную затопляемую территорию окской поймы (строить там все равно проблематично) – пусть общественники порадуются. Параллельно из-под охраны вывели земли в западной части зон охраны музея-заповедника, пригодные под застройку. В границы и предмет охраны достместа не включили важные памятники археологии: Борисоглебское мысовое городище (ранний Железный век), Вакинское городище (Железный век, славянское) и два Борисоглебских славянских селища XII–XIIIвв., плюс части берегового склона р.Оки, расположенные западнее с.Вакино. Не вошла в достместо также территория, расположенная южнее с.Старолетово (урочища Мокрое, Мельнище, объект археологического наследия Истобниковские оборонительные сооружения Вожской засеки). Аргументация проста – да, мы немного тут отрезали – зато сколько вам добавили новых земель! Далее замысел комбинаторов стал еще коварнее – добавить в границы «Есенинской Руси» новые населенные пункты с большим количеством населения и динамикой развития. 
 
А далее последовала выстроенная риторика, что «ваше достместо» занимает уже половину Рязанской области, и что ж, теперь над ним и мухе пролететь нельзя, и бабушке сарай построить запрещается? Параллельно чиновниками были намеренно «закручены гайки» с выдачей согласований на строительство в границах выявленного достместа «Есенинская Русь». Даже в тех деревнях, где при музее-заповеднике не существовало вовсе никаких ограничений на строительство, стали появляться проблемы с согласованием, у жителей стало расти раздражение к этим режимам охраны, привитое искусственно.
 
Затем было объявлено, что наконец-то ивановский проектировщик завершил свою важную работу! И начались публичные презентации достместа, на которых общественности предоставлялась максимум одна общая карта с общими границами, фотографировать которую запрещалось. Материалы проекта (а их три тома) в электронном виде не предоставлялись – даже по письменному запросу президентского «Общероссийского народного фронта».
 
На протяжении нескольких месяцев чиновники как мантру твердили: «достместо – ДМ – «Есенинская Русь» – отпразднуем 120-летие поэта!». А материалы проекта от общественности и экспертов скрывали, не выкладывали даже на официальном сайте правительства Рязанской области. И вот перед самым 120-летием Сергея Есенина федеральное министерство культуры направило материалы этого достместа на рассмотрение научно-методического совета при Минкультуры РФ, письменно попросив привлечь к участию рязанских общественников. Таким образом, в конце сентября 2015г. материалы проекта наконец-то стали доступны для подробного анализа.

...а потом раздуваем
 
Опасения Комитета в защиту есенинского края подтвердились. Главный вывод неутешителен: достопримечательное место используется как инструмент легализации новой коттеджной застройки в зонах охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А.Есенина.
 
А теперь подробнее к махинации, которая планомерно осуществляется, несмотря на то, что письменное указание президента РФ В.Путина №Пр-2264 от 22.09.2014г. об устранении нарушений в есенинских местах до сего момента не снято с контроля.
 
Как и предполагали рязанские общественники, новые населенные пункты: часть Солотчи, часть Заборья, Сельцы, Коростово, часть Агро-Пустыни добавлены в план именно для массовости  и для повышения численности населения внутри достместа. Никаких предметов охраны в данных населенных пунктах проектировщиком не предусмотрено – значит, ничего там и не охраняется и никаких ограничений на хозяйственную и строительную деятельность не существует. Возникает законный вопрос, зачем в границы ДМ включены эти обширные (и густозаселенные) территории? 
 
Мало того, анализ картографического материала, включенного в проект, показывает, что данные территории не были должным образом проработаны проектировщиком. Так, на карте границ и предмета охраны достместа (лист 23) на территории Солотчи цифрой 11 в условных обозначениях нанесен ансамбль Солотчинского монастыря – но не на месте его реального расположения, а гораздо севернее – не месте Казанской церкви. Этот факт указывает на то, что исполнитель, очевидно, не был в Солотче вовсе. А обширная территория была включена в границы достместа с тем, чтобы размыть режимы охраны, аргументируя: на такой большой территории нельзя запретить местным жителям вести строительство и хозяйственную деятельность. 
 
Размывая режимы охраны, ивановский проектировщик не забыл включить в графический материал второго тома «Границы достместа и предмет охраны» новые коттеджные поселки, реально еще не построенные, но уже запланированные девелоперами.
 
Стоит коснуться структуры самого проекта достместа:
 
том 1 – это исследования (архивные и ландшафтные), это сбор всей максимально возможной информации об историко-культурной и природной  ценности территории и связи ее с именем Сергея Есенина, это анализ всех предыдущих проектов, направленных на охрану территории, анализ сделанных землеотводов с изменением видов разрешенного использования. 
 
Том 2 – границы достместа и предмет охраны, это видение проектировщика на будущее есенинского края! 
 
Том 3 – это режимы охраны и детализация, какой высотности и какую архитектуру можно строить на той или иной территории достместа.
 
Том 2 сильно поразил представителей рязанской общественности. Несмотря на заверения, что достместо – это лучшая защита от попыток застройки заповедных природных ландшафтов, ивановский проектировщик в своей картинке будущего есенинского края (это именно видение проектировщика) – отобразил появление новой застройки, нарушающей действующие зоны охраны, утвержденные еще в 2006г. прежним рязанским губернатором Георгием Шпаком. Это серьезное нарушение федерального законодательства: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015г. № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» безапелляционно запрещает капитальное строительство в зоне охраняемого природного ландшафта, а проект «Есенинская Русь», разработанный ивановским проектировщиком, капитальное строительство пытается разрешить.
 
Том 2 поразил еще более, а именно тем, что в проекте отсутствуют границы предмета охраны. Пример: если проектировщик утверждает, что необходимо сохранить историческую застройку такой-то части села Кузьминское, потому что она относится к мемориальному периоду жизни поэта, то должны быть представлены точные координаты, описывающие необходимый фрагмент сельской застройки (для последующего занесения сведений в кадастр недвижимости). Таких координат у ивановского проектировщика нет – предмет охраны в проекте не определен! Он представлен размыто, не атрибутированы характерные поворотные точки.
 
Вывод: границы достместа необоснованно раздуты, на карты нанесены еще не построенные, а только запроектированные коттеджи в нарушение федерального законодательства, предмет охраны не проработан (отсутствуют координаты, необходимые для отображения на кадастровой карте).
 
А был ли томик?
 
Том 3 вызвал еще большее удивление. ТРЕТЬЕГО ТОМА ВООБЩЕ НЕТ! Режимы охраны просто... отсутствуют. Несмотря на то, что в описательной части в составе проекта, переданном в научно-методический совет при Минкультуры РФ, он как бы есть.
 
Также в материалах проекта достместа присутствует текст технического задания для проектировщика, где черным по белому прописано, что в срок до 25 июня 2015г. исполнитель проекта должен выполнить разработку проекта характера использования территории достопримечательного места – что является ничем иным как режимами охраны достместа.
 
Получается, что проектировщик не выполнил свои обязательства по договору перед правительством Рязанской области, в то время как соответствующее указание президента все еще находится на контроле и у ОНФ, и в администрации президента. Крайне странная ситуация.
 
Однако на прямой вопрос главного редактора рязанского бюро «Новой газеты», заданный по телефону, директор ООО «Градостроительная мастерская» Галина Зыкова несколько раз повторила, что они (проектировщики) выполнили договор в полном объеме, и все материалы проекта, включая режимы охраны, были переданы в Минкультуры Рязанской области… 
 
Множество деталей, сквозящих в имеющихся материалах достместа, выдают ангажированность проекта, отражающего интересы чиновников и капитала. В связи с уже осуществленной незаконной застройкой есенинских мест проектировщик получил задание отобразить на картах диссонансные объекты – объекты, искажающие историческую застройку (не для сноса, а для документирования, что так строить нельзя в будущем).
 
Что же было обнаружено при подробном анализе? Проектировщик умышленно не включил в перечень диссонансных объектов, грубо искажающих исторический облик сел и охраняемый ландшафт, ряд кричащих объектов, не заметить которые просто невозможно.
 
На территории выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Кропоткиных» как по волшебству куда-то исчезли три огромных дома-новостроя – дома №№183а, 185а и 187. Выглядит это как минимум странно – фото этих домов фигурировали в СМИ, в фото- и видеорепортажах, по вопросу их незаконной постройки делались письменные запросы в Минкультуры Рязанской области, и последнее даже подавало соответствующие исковые заявления в суд. Домики же менее значимых лиц почему-то фигурируют в сведениях проектировщиков.
 
Куда-то испарился с карт дом бывшего прокурора Рязанской области С.В.Легостаева, построенный в зоне охраняемого природного ландшафта музея-заповедника, с которого начался элитный коттеджный поселок между д.Иванчино и с.Новоселки.

 
Нет дома, построенного на участке швейцарской фирмы «Стар Бридж».
 
Не заметили проектировщики водонапорной башни на самом берегу Оки, хотя громче всех кричали о важности видовых раскрытий с водной трассы.
 
А дом, построенный на участке, оформленном ранее на супругу рязанского сенатора Игоря Морозова, вроде бы отразили как диссонанс – да вот незадача: номер кадастрового участка переврали на одну лишь циферку в середине – получается, что участок уже не тот – да и дом тоже не тот. Юридических последствий, соответственно, никаких! Изящно?
 
Проектировщик также ушел от задачи отображения на историко-культурном опорном плане фрагмента карты, где запланирован коттеджный поселок на 400 домов между Иванчино и Новоселками – он просто этот фрагмент карты не включил в отдельные планы с.Новоселки и д.Иванчино.
 
Более того, чтобы скрыть будущую застройку и ее влияние на ландшафт, исполнитель поставил на охрану видовые раскрытия ландшафта с трассы Кузьминское – Иванчино – Новоселки только в южном и западном направлениях. Нет северного и восточного направлений (в сторону Оки и заливных лугов) – самых живописных видовых раскрытий, так на этом живописном берегу предполагается поселок на 400 коттеджей. 
 
Все эти факты свидетельствуют о давлении на исполнителя проекта заинтересованными лицами. Следовательно, проект не опирается на реальный историко-культурный опорный план. Явно диссонансные объекты спрятаны от непосвященных экспертов, рассматривающих проект в министерских стенах.
 
Вывод неутешительный: от застройки есенинских мест никто отказываться не планировал – президент  им не указ, общественность и независимые СМИ – вообще пустой звук.
 
3 октября с помпой отпразднуем 120-летие Сергея Есенина и откроем новый кабак, оборудованный на месте исторических домов односельчан поэта Дорожкиных и Минаковых. Послушаем стихи в исполнении Сергея Безрукова и вручим премию Захару Прилепину, обещавшему нанять поджигателей, если не уберут незаконно построенные дома на есенинском берегу.
 
Ни один  дом не снесли – Захар! Твоей премии хватит на то, чтобы расчистить есенинский берег от диссонанса надолго – лучше официальных органов охраны памятников...
 
Игорь КОЧЕТКОВ,
Андрей ПЕТРУЦКИЙ,
Комитет защиты есенинского края
 
Комитет защиты есенинского края