Накануне отопительного сезона отношения города и «ново-рязанки» резко испортились. В договоре аренды обнаружены многомиллионные махинации
Как мы и предполагали («Новая», № 37Р от 24 сентября с.г.), городские власти не смогли отмолчаться в ситуации, складывающейся вокруг Ново-Рязанской ТЭЦ. 25 сентября в администрации Рязани прошло заседание рабочей группы по повышению надежности и эффективности теплоснабжающего комплекса. Помимо арендных правоотношений муниципалитета с ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», итогов инвентаризации и служебной проверки, на встрече рассматривали информацию о выявленных признаках незаконного вывода из эксплуатации турбины с генератором.
Сплошное турбонадувательство
По словам руководителя рабочей группы, заместителя главы администрации города Владимира Бурмистрова, экспертами был проведен анализ экономической обоснованности договоров с «ново-рязанкой». Полностью подтвердились наши данные о том, что в 2015 году из эксплуатации была выведена и приватизирована муниципальная турбина № 4. А на ее месте (в том числе, благодаря росту тарифов на теплоэнергию) созданы генерирующие мощности, принадлежащие уже не городу, а обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ».
Администрацией Рязани было установлено, что станция имеет значительные выручку и прибыль, а размер арендной платы по заключенным договорам в десятки раз ниже чистого дохода ТЭЦ. Например, в 2016 году выручка ТЭЦ составила 5,7 млрд рублей, чистая прибыль – 522 млн. При этом в бюджет города не поступило ни рубля от арендных платежей. Почему? В ТЭЦ утверждают, что эти деньги были зачтены как производственные затраты по реконструкции и модернизации арендуемого оборудования.
«Установленный размер арендной платы экономически невыгоден для бюджета Рязани. Указанные в договоре так называемые неотделимые улучшения являются кабальными и не отвечают интересам города. Администрация отклонила предложение о концессии «Водоканала», но там все обновляемое имущество предполагалось оставить на балансе города, а в случае с Ново-Рязанской ТЭЦ его (имущества, – ред.) становится с каждым годом все меньше», – возмущался Бурмистров.
Этот «кабальный договор», оцениваемый в десятки миллиардов рублей, является самой крупной в рязанской истории сделкой между властью и бизнесом. Но факты говорят о том, что упомянутое соглашение, по сути, игра в одни ворота. Например, в ходе последней инвентаризации имущества была установлена недостача более пяти тысяч погонных метров паропровода и более пяти тысяч погонных метров конденсатопровода.
В это верится с трудом, но ни на момент поступления имущества в казну города, ни за весь период его нахождения там, ни при передаче активов в хозяйственное ведение МУП «РМПТС» инвентаризация основных средств не проводилась. Ни разу. По факту выявленной недостачи (шесть объектов полностью и два объекта частично) МУП «РМПТС» не предприняло мер по розыску виновных. Столь вопиющие факты наводят на мысли о том, что руководство муниципального предприятия действовало явно не в интересах города.
Кочующие бизнесмены
Разделение производства и транспортировки тепла к потребителю задумывалось как механизм защиты прав горожан. ТЭЦ производит тепло, которое конечному пользователю доставляется по трубам, принадлежащим РМПТС. Предприятие тепловых сетей покупает тепло у ТЭЦ, а затем продает его жителям. РМПТС – муниципальное предприятие, ТЭЦ – частное. При этом производственные мощности с советских времен находились в государственной, затем региональной и муниципальной собственности. А ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» это имущество лишь арендовало с 1993 года. Некоторые специалисты замечают, что владельцы ООО подстраховались, оформив на ТЭЦ «неотделимые улучшения» на космические суммы. Видимо, они рассчитывали, что расторгнуть соглашение об аренде можно, лишь выплатив эти деньги.
Если говорить о юридических ухищрениях, то можно заметить, что в реквизитах базового договора аренды имущества от 2005 года в качестве арендодателя (того, кто передает имущество в аренду) указано ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», тогда еще зарегистрированное в Казани на улице Университетской. А в качестве арендатора, то есть того, кто имущество арендует, указано Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области. Должно же быть, естественно, наоборот.
Можно предположить, что договор готовили в спешке и все перепутали. Но если за 15 лет, принимая массу дополнительных соглашений, никто не удосужился это исправить, то изначальная цель могла быть иной. Арендатор мог умышленно заложить ошибку, которая позволила бы ему попытаться признать договор ничтожным.
Кстати, зарегистрированное в Казани ООО как перекати-поле меняло адреса своей прописки. Очевидцы вспоминают, что после улицы Университетской заметили его все в той же столице Татарстана, но на улице Чернышевского. А сейчас оно базируется на улице Пушкина республиканской столицы. От кого же прячутся владельцы? И разве такие странные перемещения соответствуют образу надежного предприятия?
Ждите подвоха
Почему же явные ошибки в договоре заметили мы, а не чиновники за последние 15 лет? Все это не находит объяснения, если только не предположить, что в органы власти во время правления Олега Ковалева просочились вредители. Бытует мнение, что «варяги» во власти хуже «местных». Потому что «аборигены» якобы заботятся о своей малой родине. Но рассматриваемая ситуация показывает иное. Заключение кабального договора с ТЭЦ произошло сразу после того, как бывший директор «ново-рязанки» рязанец Семен Сазонов стал главой Рязани, председателем городской Думы. Затем, в эпоху рязанцев – родственника экс-депутата Госдумы Николая Булаева Владислава Фролова, сменившего Сазонова в должности главы муниципального образования, и бывшего помощника того же депутата Булаева Сергея Филимонова, ставшего к тому времени вице-губернатором региона, город стал безвозвратно терять муниципальное имущество. Оно за бесценок уходило в собственность ООО, зарегистрированного в Татарстане. Например, в 2015 году турбина стоимостью примерно в миллиард рублей, которая способна функционировать еще более пяти лет, оказалась во владении этого ООО всего за 2,4 миллиона рублей.
И сейчас, пользуясь обострением коронавирусной инфекции и необходимостью запуска отопительного сезона, владельцы ТЭЦ думали повторить ту же операцию, заполучив еще одну турбину за сущие копейки. Здесь вновь засветился Сергей Филимонов, который уже перешел на должность руководителя рязанской контрольно-счетной палаты, закрывшей глаза на готовящееся решение.
Итоги совещания в администрации Рязани дают надежду на то, что тотальную безнаказанность чиновников, ставшую нормой в эпоху Ковалева и поощряемую сегодня его командой, удастся пресечь. А виновных наконец привлекут к ответственности. С такой позицией относительно должностных лиц, скрывших важную информацию и не обеспечивших сохранность и розыск муниципального имущества, согласен и Владимир Бурмистров.
Рабочая группа утвердила план мероприятий по расторжению соглашений о долевой собственности и арендных правоотношений с ТЭЦ. Давно не замечали мы подобных намерений у рязанской власти. Неужели регион начинает избавляться от пагубных последствий ковалевской эпохи? Но воплотятся ли намерения в конкретные действия? Хотелось бы в это верить, однако что-то подсказывает, что пока в органах власти осели «птенцы гнезда Ковалева», можно ждать подвоха в любое время и в любом месте.
Отдел расследований