Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 1 ноября 2018 г.
Котлованы поперек губернатора
 Чем в Рязани заменили точечную застройку

Рязанский губернатор Николай Любимов неоднократно высказывался против точечной застройки, в октябре на пресс-конференции то же самое повторила новый председатель гордумы Юлия Рокотянская. Как выяснилось, они говорили ни о чем: в Рязани больше нет такого понятия как «точечная застройка». Есть «Программа развития застроенных территорий». Это то же самое, только с другим названием и выгоднее: наказ губернатора исполнили и сами в дураках не остались. Тот же кукиш в нос народу, только в профиль. Рязанская «Новая» выяснила, как это случилось. 

Три волшебных обещания

В мае 2017 года Николай Любимов, будучи еще временно исполняющим обязанности губернатора, сделал историческое заявление на заседании регионального правительства. Он обронил три фразы, которые потом многократно перепечатывали СМИ: 

«Необходимо прекратить точечную застройку в центре, в рекреационных зонах. Мы не должны терять город», «Нужно закрыть все лазейки, которыми могут воспользоваться недобросовестные застройщики», «Нужно предварительно советоваться с людьми. Подробно объяснять, с какой целью и что делается. Это снимает много проблем во взаимоотношениях власти и общества». 



Одни вытерли слезы умиления и возблагодарили Бога и Владимира Владимировича за то, что ниспослали в угробленный прежним губернатором Олегом Ковалевым регион столь неподкупного и справедливого руководителя. И даже простили Богу и Владимиру Владимировичу оплошность, связанную с пересадкой Ковалева на более теплое место. У других загорелись глаза, и они понесли в своем сердце слова врио Любимова прямо к избирательным урнам в сентябре 2017-го. Третьи всерьез забеспокоились за его жизнь: а вдруг не понравятся его решения местным строительным олигархам? Тут ведь не миллионы – миллиарды на кону стоят, да и за многие земельные участки уже уплачено. 
Однако, как говорится, пронесло. Причем всех: и губернатора, и олигархов, и беспокоящихся. Потому что все осталось на своих местах: строительство высоток – во дворах, рязанские олигархи – на теплых Канарах, губернатор (теперь уже без приставки врио) – на своем. Потому как не удалось (не захотелось, не смоглось – нужное подчеркнуть) исполнить наказ № 2 – «закрыть все лазейки, которыми могут воспользоваться недобросовестные застройщики». И что-то пошло не так с исполнением пунктов № 1 и № 3. 

Разбивай и властвуй

Больше года длилось противостояние жителей улицы Островского с рязанско-тульским застройщиком ГК «Стратегия», который выкупил землю вместе со зданием бывшего института Управления и права, в котором раньше размещался детский сад. Здание не было аварийным, и в нем запросто можно было бы вновь открыть дошкольное либо любое другое социальное образовательное учреждение, но не срослось. Люди протестовали, писали петиции, прошения мэру, губернатору, президенту, и им даже дали надежду: прежний мэр Олег Булеков вроде как даже запретил строительство высотки в том месте. Потом прибывший к нам на службу из Ростовской области вице-губернатор Игорь Греков тоже пообещал не допустить строительства жилой башни в центре зеленого района. Но – облом. Не получилось. Какое-то специальное заклятие наложено на российских депутатов и чиновников всех мастей и уровней: повысить пенсионный возраст и налоги, цены на бензин и продукты, оплату услуг ЖКХ, ввести налог на сбор грибов и ловлю рыбы, на выращенный на своем участке лишний помидор, отобрать заработок у репетиторов и нянь – вот это все получается. А запретить что-то застройщику – никак. Впору к бабке-шептунье обращаться или ясновидящему казаку Валерию, чтоб почистили карму и сняли заклятье. Но пока и этого не произошло, застройщик снес крепкое двухэтажное здание, попилил голубые ели и начал возводить высотку в пока еще самом зеленом районе Рязани. Вроде точечная застройка, но вроде и нет, потому как «это частная земля, что хочет с ней застройщик, то и делает». 

Застройка старых дворов в поселке Шлаковый войдет в историю города как очередное свидетельство продажности власти и предательства своих работодателей – налогоплательщиков. По утвержденным на всех уровнях власти планах, в каждом дворе между двух пятиэтажек на месте двух-трех частных одноэтажных домов в скором времени будут построены многоэтажные дома. Их воткнут на старые коммуникации, старую инфраструктуру, детей новоселов приказом впихнут в переполненные детские сады и школы. Это – типичная точечная застройка, понятно и детям, и местным бабушкам, однако чиновники доказывают обратное: «Участки вошли в программу развития застроенных территорий». 

По рассказам протестующих против точечной застройки поселка Шлаковый активистов, в середине октября на место выезжала комиссия во главе с начальником управления капитального строительства Еленой Будановой. Ей говорят: «Как же так, ведь губернатор запретил точечную застройку?» Она удивляется: «Какая точечная застройка? Нет никакой точечной застройки, это развитие застроенных территорий!» Долго ли, коротко ли они спорили, да Буданова на своем настояла: «развитие застроенных территорий» и точка. Местные же решили, что это всего лишь многоточие, и собрались отправиться в суд вслед за откровенно влюбленным в свой город Михаилом Шестаковым, который противостоит дичайшей застройке участков на месте «Барса на Есенина» и прилегающих строений. Они рассуждают так: «развитие застроенных территорий» – это снос квартала старых бараков и строительство на этом большом участке жилых домов, а параллельно – детских садов и школ, поликлиник и спорткомплексов. И чтобы всё – на новых коммуникациях и с новыми дорогами. Пока такой «античиновничий» и «антиолигархический» план никем не утвержден, в городе свирепствует точечная застройка. 

К бабке не ходи…

Для продвижения точечной застройки как нельзя лучше подходят новые правила проведения публичных слушаний по проектам новоделов. С 1 сентября право голоса на слушаниях имеют лишь жильцы подпадающих под снос древних бараков, жильцы окружающих домов такого права не имеют. Видимо, чересчур много у них было прав, пора было их урезать. Это стало известно на слушаниях в отношении сноса рынка в Канищеве и строительства на его месте многоэтажного дома, подтвердилось на слушаниях по застройке участка в границах улиц Либкнехта, Подгорной, Есенина, Грибоедова. На этом месте вместо двух старых бараков и одного вполне крепкого дома Строительный Союз «Светлый» намерен построить три элитных дома с автостоянками и детскими площадками. И все бы ничего, да только этот участок окружают другие многоквартирные дома, для которых новоделы будут реальным бельмом в глазу, ведь они закроют доступ солнечному свету и далее по списку: лишат пространства для прогулок и парковок, станут постоянным напоминанием о сути тоталитарного государства – при выходе из подъезда люди будут утыкаться в решетку нового забора вокруг новых домов. То есть существовало несколько домов, которые были почти одним пространством. Теперь это будет территория за забором, а вокруг – как бы случайные, внезапно оказавшиеся рядом с «элитой» дома. Этакие зрители с первых рядов на представлении с холеными и опасными хищниками. Все это – тоже никакая не точечная застройка, по мнению депутатов, чиновников и застройщика, а «развитие застроенных территорий». 



К слову, слушаний как таковых по этой застройке не было, а было шапито на Привозе. Все желающие смогли немного поорать, попытаться поторговаться со снисходительно улыбающимся застройщиком, а также обвинить друг друга в отсутствии достойного жилья. И все вместе дружно расхохотались, когда активная участница предложила разбить на месте застройки сквер. И присмотрелись к ней попристальней на всякий случай – не безумна ли? И не переодетый ли Подоль, которому действительно пришлось бы отдать участок перед домом для облагораживания и услаждения взгляда, брошенного из окна? Вот как здорово выдрессировали рязанцев: организация сквера вместо новостройки им кажется безумием. А строительство многоквартирных домов в солотчинском лесу, пойме реки на Московском шоссе, в каждом старом дворе – не кажется. 

Хана надеждам?

Остается понять, кто кому вешает новые обои на уши. С одной стороны, муниципальная адресная программа «Развитие застроенных территорий в городе Рязани» на 2013–2017 гг. была принята еще в 2012 году, а на 2018–2022 гг. – осенью 2017-го. Но то ли развитие действительно было развитием, то ли точечную застройку тогда называли своим именем, но такого резонанса от воплощения в жизнь программы не ощущалось. Или же еще предположение: жители центра города так привыкли к любому вывертыванию рук, что устали сопротивляться. Да и при Ковалеве никаких надежд на возрождение человеческого достоинства не было. Любимов эту надежду дал, и рязанцы поверили, но… появился нехороший застройщик с нехорошими чиновниками мэрии и сказали: «Ша! Все уже давно решено, обмозговано, раскуплено, прибыль поделена. Вертаться взад от «развития» не будем, это грех уныния». Но надежда-то, надежда у людей осталась! Вот они и начали на радостях отличать точечную застройку от развития. 

Так что же произошло? Мэрия с застройщиками пошла поперек губернатора или так сложились обстоятельства? Или это был такой хитрый ход, обдуманный заранее: мол, точечной застройки-то больше нет, есть развитие, программу которого все уже одобрили десять лет назад? А раз в названии бардака присутствует слово «развитие» – как этим можно возмущаться? Хочется приписать в конце банальное «поживем – увидим», да рука не поднимается. Уже пожили, увидели, ничего хорошего не разглядели – что дальше? Ждать следующего губернатора с новыми обещаниями или еще разок этого попросить остановить откровенное ухудшение условий жизни жильцов уже имеющихся домов? Надо же иметь хоть какое-то уважение к народу, который исправно ходит к избирательным урнам и платит налоги, чтобы чиновникам было на что существовать. 
Нина ЛАВРОВА