Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 1 ноября 2018 г.
Нострадамус с гитарой и без
 Ироничный бард Тимур Шаов – о новом альбоме, участии в баттлах и зависти к БГ

Рязани снова везет: уже 5 ноября должен состояться очередной концерт Тимура Шаова, одного из самых остроумных сочинителей песен в нашей стране. До этого он играл у нас в залах либо очень больших (РДМ, МКЦ), либо очень маленьких (кафе «Фонтан»). На этот раз выбран промежуточный вариант – зал Рязанского музыкального театра. 

Незадолго до концерта мы с Тимуром списались в фейсбуке, и он дал небольшое интервью. В интернет-беседах люди обычно лаконичней, чем «вживую»: думаю, пришедшие на концерт сами в этом убедятся. 



– Тимур, вышел новый альбом «При чем тут Фрейд», который и будет представлен на скором концерте в Рязани. Как думаете, никаких предсказаний в альбоме или его оформлении не предвидится? А то я хорошо помню, как еще в 1997 году появился диск «От Бодлера до борделя», где на обложке к женским ножкам в черных колготках был пришпандорен бюстик римского деятеля, лицом удивительно схожего с избранным вскоре президентом страны, которого тогда мало кто знал. Часто ли Нострадамусом с тех пор случалось поработать?    

– Мне тут по поводу недавнего высказывания нашего руководителя припомнили строчки из песни «Перспективы»: «А россиян в раю, как летом в Турции!» И вообще друзья частенько цитируют меня по поводу происходящего. Говорят: «Накаркал!» Буду писать о хорошем – авось сбудется!  

– Первая же песня нового альбома – утопическая, вы там красочно живописуете благостное развитие многих внешнеполитических и внутренних событий, хотя и без Оруэлла в концовке не обошлось. Лично мне окружающее давно напоминает мир, описанный в «Хищных вещах века» Стругацких. А вам какие из описанных в литературе моделей приходят в голову при взгляде за окно?   

– Я бы сказал – у нас смесь Оруэлла и Стругацких, и еще бы добавил «Незнайку на луне» – сплошные Жулио и Миги, а с другой стороны Козлики и Незнайки.

– Обычно изменения лучше видны со стороны. Это сейчас вы москвич, а раньше жили далеко от центра России. В родном Черкесске бываете? Сильно ли он изменился с тех пор, как переехали в Москву? 

– Как раз вчера у меня с большим успехом и при полном аншлаге прошел концерт в родном Черкесске. Изменился он, конечно, сильно. Во многом – лично для меня – не в лучшую сторону. Когда-то он был маленьким, зеленым, самобытным городом. А сейчас унифицировался, стандартизировался и стал похож на сотни российских провинциальных городов. Сплошной торговый центр. А залов для проведения концертов нет! Один зал филармонии, требующий ремонта. Драмтеатр признан аварийным и закрыт. Зал музыкального училища тоже. Печально...

– В XXI веке модно делать трибьюты. Насчет записи своих песен другими желающими пока не задумывались? Или, может, сами хотите записать какие-нибудь песни любимых авторов?  

– Мне почему-то не очень нравится исполнение моих песен другими. Может, я просто не слышал хорошего исполнения. Сам я решаюсь петь любимых авторов только в застолье, в узком кругу друзей. Хотя был единственный эпизод – по просьбе братьев Мищуков я записал одну песню моего любимого Галича на диск, посвященный его памяти. Больше на такое, наверное, не решусь.

– Парочка вопросов «на злобу дня». Песня из нового альбома «Евгений Онегин» названа «вольным пересказом в стиле рэп» классического пушкинского романа. Сейчас как раз бешеный взлет популярности этой песенной культуры, так что «колитесь», пожалуйста, кто вам ближе – Гнойный или Оксимирон? 

– Оба они от меня одинаково далеки. Рэп – это не моя музыка. Хотя песню писал с удовольствием, валял дурака по полной программе и вставлял туда кусочки из Маккартни, Чайковского, Боба Марли, «Queen», «Призрака оперы».

– Еще недавно Тимур Шаов был самым известным российским бардом «юмористического направления», но за последние годы вас уверенно «обошел» Семен Слепаков. Ревности не присутствует? Сами его слушаете? Хорошо бы «бард-баттл» между вами устроить, тем более, ситуация неравная: Слепакова по телеку крутят безостановочно, а Шаова – очень изредка. 

– Баттлы оставим рэперам! Слепаков, конечно, раскрученный персонаж. Если бы у меня было столько ТВ, ситуация, я думаю, была бы несколько иная. Он талантливый, с чувством юмора, есть хорошие находки. Но на мой вкус – простоват. Так что ревности и зависти нет никакой. Завидовать можно Щербакову или Гребенщикову – вот это глыбы! Кстати, я приглашен и через две недели еду на конференцию славистов в Неваду. Среди приглашенных также Борис Борисович Гребенщиков. Свела судьба! 

– В продолжение темы баттлов. Честно говоря, устал следить за делами Грушинского фестиваля, где две команды организаторов ссорятся, мирятся, опять ссорятся. Тем более, из Рязани под Самару путь не близкий. А вы туда ездите? Что там сейчас происходит?  

– На Грушинском уже давно тишь да гладь, да божья благодать – заслуженно победила команда Бориса Кейльмана. Я туда езжу, но не каждый год, все-таки летом надо отдыхать. И без гитары!

– Самый главный вопрос: почему Рязань ни в одной из песен не упоминается? Вот у Гребенщикова есть песня «Никита Рязанский», у Ревякина – «Гордая Рязань». А вы пока отстаете от коллег. Может, надо чаще к нам заезжать? 

– Абсолютно справедливое замечание! Постараюсь исправиться, написать что-нибудь о Рязани и почаще к вам заезжать. 
Анатолий Обыдёнкин