Создатель единственного в своем роде рязанского музея реализовал свой многогранный талант в различных ипостасях
В последний день января исполнилось 90 лет со дня рождения
Игоря Иосифовича БУРАЧЕВСКОГО, человека удивительной судьбы, чьи заслуги перед Рязанским краем можно перечислять довольно долго. Уже три с половиной года его нет с нами, а дела его живут и процветают.
И чтобы осознать это в полной мере, достаточно лишь посетить Центральный спортивный комплекс, где располагается музей истории рязанского спорта и олимпийского движения, у истоков которого стоял пионер спортивного краеведения.
Интеллигент на ринге
По собственному признанию, в детстве Игорь Иосифович был хилым ребенком, а в 131-й московской школе, где он проходил обучение, процветало хулиганство. Его манил мир искусства, ведь родители были высококвалифицированными врачами, а родной дядя – ведущим артистом ленинградского театра комедии. Эта среда наложила свой отпечаток на формирование его личности: он посещал кружок живописи, где имел значительные успехи. Однако чувство, что в первую очередь должен уметь постоять за себя, не давало покоя, и вскоре он отправился записываться в секцию бокса при Дворце пионеров.
К новому увлечению Бурачевский отнесся самым серьезным образом: упорство и регулярные занятия позволили ему, не обладавшему большой физической силой, частенько по итогам соревнований оказываться на пьедестале почета. В его послужном списке звание чемпиона Прибалтийского военного округа, становился он и финалистом Спартакиады народов РСФСР.
Те, кому не довелось видеть Игоря Иосифовича в настоящем деле, с трудом могут представить себе этого книжного человека, размахивающего кулаками. По воспоминаниям очевидцев, даже на ринге он оставался интеллигентом, бой вел больше за счет тактических ухищрений, что и приносило ему важные победы, хоть нокаутирующего удара в его арсенале и не числилось.
Спартаковский успех
Любопытно, что именно с бокса и начал свою деятельность на Рязанщине Бурачевский, куда перебрался сразу после демобилизации. Конечно, вряд ли его можно назвать отцом-основателем это вида спорта, ведь в городе и до него существовали отдельные кружки, но никогда они не разрастались до подобного масштаба. Именно Игорь Иосифович начал систематически развивать бокс, поскольку в послевоенной Рязани ни одно из многочисленных спортивных обществ его не культивировало. А вскоре уже целая команда ДСО «Спартак» защищала честь области на зональных и республиканских соревнованиях. В дальнейшем его многочисленные воспитанники продолжили начатое им, стали организаторами секций бокса в ряде других обществ, в рабочих коллективах.
Поначалу Бурачевский был «играющим» тренером, правда, закончил карьеру не очень хорошо. Несколько лет он всерьез не занимался, поскольку не находилось достойных спаррингов в его весе. Поэтому, когда в Рязань приехали известные боксеры, он, переоценив свои силы, вышел на ринг против члена сборной СССР и, естественно, проиграл. Как сам иронизировал по этому поводу Игорь Иосифович, трагедия возраста заключается не в том, что стареешь, а в том, что, старея, продолжаешь чувствовать себя молодым.
Олимпийский лауреат
Такое случается не часто, чтобы известный спортсмен и тренер по окончании карьеры неожиданно совершил разворот на 180 градусов. Однако не в характере Бурачевского было зацикливаться на чем-то одном, и он раз за разом находил своему незаурядному таланту новое применение. В свое время увлекался изучением античного мира, который его полностью покорил своей архитектурой, скульптурой, философией. И даже вел переписку с мюнхенской глиптотекой, неоднократно бывал в Ленинграде в «Эрмитаже», старался ничего не упустить из избранной темы.
Оказавшись после переезда в новых реалиях, был вынужден несколько пересмотреть свои приоритеты. Но даже комплексное краеведение – очень широкий спектр познания, и, вовремя осознав, что не объять необъятного, Игорь Иосифович стал разрабатывать отрасль, которая была ему наиболее близка. Он вращался в мире спорта, был знаком со многими тренерами, которые впоследствии удостоились заслуженных степеней. Неудивительно, что в скором времени Бурачевский перенес акцент на абсолютно новое направление, тем самым став пионером спортивного краеведения.
С того времени он стал активными пропагандистом своего дела, начал регулярно встречаться со знаменитыми земляками (для чего выезжал в другие города) и формировать свой знаменитый архив. В региональных СМИ стали регулярно появляться его очерки и интервью, которые неизменно приковывали внимание читателей. Впоследствии из-под его пера вышла книга «Династия Озеровых и Рязанский край», которая стала плодом многолетней дружбы с братьями Николаем и Юрием – популярным спортивным комментатором и известным кинорежиссером.
Вскоре после вступления в строй Центрального спортивного комплекса усилиями Бурачевского в подтрибунном помещении стадиона появился спортивно-краеведческий кабинет, который постепенно разросся до музея спортивной славы земляков. В 1994 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса, посвященного 100-летию Международного олимпийского комитета (МОК). В качестве поощрения Бурачевский побывал на стажировке в единственном музее олимпийского спорта в Лозанне, где делал сообщение в штаб-квартире МОК.
Отрадно, что после ухода основателя из жизни его собрание не кануло в небытие, как это случается довольно часто в наш век. Дело жизни подхватили его соратники, которым удалось не только сохранить, но и приумножить количество экспонатов. И сейчас стараниями директора ЦСК Алексея Морозова и его верного помощника Юрия Манакина музей переживает свое второе рождении.
Судьбоносные встречи
Зачастую, когда рассказывают о Бурачевском, почему-то забывают один очень важный штрих из его биографии, и совершенно напрасно. А ведь ко всему прочему он еще был и замечательным фотографом, что позволило ему не только запечатлеть на пленку множество исторических событий, очевидцем которых был, но и сформировать уникальный фотоархив. Достаточно будет сказать, что в гости к нашим великим землякам он никогда не отправлялся без ставшего надежным другом – фотоаппарата, благодаря которому ему удалось познакомиться со многими известными людьми, в том числе и с Константином Сергеевичем Есениным.
Когда в Константинове открывался есенинский музей, наш герой был в числе репортеров, и в объектив его камеры не единожды попадал и сын поэта. После того как снимки были готовы, Игорь Иосифович разыскал его адрес и, набравшись смелости, незваным отправился в гости. Впоследствии эта нечаянная встреча стала началом многолетней дружбы, а со временем Бурачевский врос в эту семью настолько, что Константин Сергеевич стал называть его не иначе как биографом есенинских потомков.
Удивительно, но и на этом поприще Бурачевский заметно преуспел и стал настоящим профессионалом. В связи с этим вспоминается приезд в наш город Аллы Пугачевой, которая выступала на ЦСК. И единственным, кому по окончании концерта примадонна позировала в непринужденной обстановке, оказался именно Игорь Иосифович. Фотография вышла просто на загляденье, в чем и сейчас каждый может убедиться лично. Но был у него и такой, как сам его называл Игорь Иосифович, эпохальный снимок, которым он особенно гордился. И не мудрено, ведь такому позавидовали даже мэтры спортивной фотографии.
Как-то при очередном приезде Бурачевского в гости к Константину Есенину, они отправились в Лужники, где неожиданно повстречали известного тренера Гавриила Дмитриевича Качалина. Только разговорились, как подошел спартаковский патриарх Николай Петрович Старостин, а вслед за ним, прихрамывая, с костылем в руке, и легендарный вратарь Лев Иванович Яшин. Тут уже сыграл профессиональный интерес, и до этого старавшийся не мешать встрече старых друзей Игорь Иосифович вышел на первый план. Словно по команде легенды советского футбола вытянули руки вперед, скрепив их в дружеское рукопожатие. Тут же щелкнул «спусковой крючок», и достоянием истории стал уникальный снимок.
Юрий МАТЫЦИН