Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 2 марта 2017 г.
Патриотизм начинается с… бараков
 Рязань может расстаться еще с одним уникальным историческим памятником

Тема «заезжена» донельзя, набила оскомину, вызывает кривые усмешки. Поэтому пойду от обратного: чем черт не шутит, авось, кого-нибудь проймет. 

В жизни каждого человека скапливается множество ненужных вещей. Ненужных – значит, по современным меркам, не приносящих прибыль, не имеющих материальной ценности и не востребованных в повседневном применении. 

К примеру, детские фото. Для чего они занимают место в квартире? На помойку! Освободить место для нового гаджета! Первая пустышка ребенка, первый младенческий локон, первый рисунок, пластилиновое нечто (подарок к 8 Марта) – туда же, на мусорку!

Мамин любимый плед, папины очки со сломанной дужкой, бабушкины уютные тапочки – ну и что, что старики так к ним привыкли? Это же хлам, рвань, убожество – в мусорный контейнер! Пусть новое покупают и не позорятся.

Да и сами они… Того. Уже ни на что не годны. Зачем тратить деньги на их лечение? Надо ж понимать остроту момента: кругом враги, денег на социалку не хватает, нужны только сильные, энергичные, нетребовательные, поющие в хоре. Поэтому давайте-ка выделим кусочек землицы в тихом районе Сысоево (если что – там и дачи можно снести, они ж старые и непрезентабельные) под строительство одного большого дома непригодных престарелых. И всех их – туда, в просторное здание с видом на кладбище. А чего стесняться? Это только в первый раз и неудобно, и глаза в пол, и «бе-ме» вместо слов. А потом уж идет хорошо, как по маслу! И идеи высокие находятся, упакованные в очень-очень правильные слова. И законы соответствующие тут как тут, и комиссии, состоящие из уважаемых людей. 

Как идея? Приживется, даже и не сомневайтесь. Главное – упаковать поярче.

Лакомый «треугольник»

Речь пойдет об очередном «сарае» на улице Семинарской. Кто довел старинный, некогда красивейший дом №16 до такого состояния – как принято, не узнать, концов не найти, спросить не с кого. Поэтому будем говорить о том, что осталось. 



Дом Еропкиных в конце XIX века



...и в наши дни

Осталась привлекательная для строительства элитных коттеджей (или многоэтажных «свечек» – это уж как повезет) площадка. Знаменитый «треугольник»: дома №№10, 14 и 16. К слову сказать, дома сестер Надежды, Софьи и Прасковьи Хвощинских уже нет на карте города Рязани, вместо дома – некое зеленое четырехугольное пятно, призванное обозначать, по всей видимости, зеленую зону. Нет там зеленой зоны, есть сгоревший остов старинного особняка с головешками внутри и снаружи. Дом писательниц вошел в программу благотворительного марафона «Мы родом из России», и даже начался сбор средств на восстановление здания. И даже, вроде бы, всем миром территорию перед домом убирали, а вот хлам из самого строения так и не вывезли. Он продолжает гнить и, простите за натурализм, смердеть на всю округу. Невозможно найти ни намека на то, что дом в скором будущем будет отреставрирован, а не догниет или не догорит окончательно.

Чуть поодаль – «резной теремок», дом Овсянникова. По некоторым данным, в нем часто гостил поэт Сергей Есенин. Еще минувшей осенью строение значилось в «сносных» документах: его должны были уничтожить аккурат под новый год, 31 декабря 2017 года. После того как на данное обстоятельство обратил внимание краевед, организатор группы «Рязань, которую мы потеряли» Александр ДУДАРЕВ, а также после многочисленных публикаций в СМИ дату сноса убрали из официальных документов. 

Однако, согласно им же, дом №14 уже расселен. А что случается в Рязани с расселенными домами, известно даже школьникам. 

Третье здание в этой «компании» – дом Александра Петровича и Паулины Рудольфовны Еропкиных. Любой рязанец, мало-мальски интересующийся историей родного города, знает, что именно здесь в сентябре еще 1867 года заработало первое в Рязани фотоателье. Сначала невиданным для Рязани делом занимался Александр Петрович, затем разрешение получила его супруга. Знающие люди говорят, что еще можно найти множество фотоснимков с логотипом «Фотогр. Еропкина в Рязани». Это ли не настоящий клад – фотоснимки земляков полуторавековой давности? Кто позировал перед фотокамерой на треноге, что за люди приходили к Еропкиным? Фотоснимки стоили недешево, наверняка в этот дом захаживали зажиточные и именитые рязанцы. Те, кто мог себе позволить подобную роскошь. Настоящая историческая загадка. 

Разгадка обещает быть крайне интересной, ведь на втором этаже (в наше время утраченном) снимал квартиру рязанский чиновник Иван Петрович Забела – интереснейшая личность с разносторонними интересами. Есть данные о том, что чиновник водил достаточно близкое знакомство с Михаилом Лермонтовым. А не приезжал ли поэт в гости к Забеле? Как знать…

Доподлинно известно, что Иван Петрович являлся тестем знаменитого художника Михаила Врубеля, который неоднократно гостил в доме Еропкиных вместе со своей супругой, Надеждой Ивановной Забелой-Врубель. Когда художник серьезно заболел, какое-то время проживал в этом доме: родные надеялись на исцеление тишиной, свежим воздухом и окружающей зеленью. К слову, Надежда Ивановна сама являлась яркой фигурой того времени: она была известной певицей и была запечатлена на многих картинах знаменитого супруга. 

Можно ли сказать, что дом оставил в истории города значимый след? Безусловно. Только не для рязанских чиновников, призванных выискивать и охранять эти самые бесценные следы, чтобы впоследствии рассказать о нашей настоящей истории потомкам. 

Александр Дударев получил отказ руководителя Госинспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Олега Василькина во включении дома в список ОКН. «…по результатам повторного рассмотрения материалов на научно-методическом совете принято решение об отсутствии у объекта – “Дом П.Р. Еропкиной” (г.Рязань, ул.Семинарская, д.16) историко-культурной ценности», – отмечено в официальном письме.

Знает – не знает?

Историки, краеведы, неравнодушные рязанцы и многие СМИ уже несколько лет заявляют о необходимости создания на этом месте «исторического квартала», состоящего из трех домов, два из которых пока уцелели. Доказывают, что проект будет познавательным, патриотичным, привлекательным в плане туризма, бесценным в плане изучения Рязани. В доме Хвощинских устроить литературную гостиную, в доме Еропкиных – музей дореволюционной рязанской фотографии… В ответ слышат: «Вот пусть эти крикуны и восстанавливают бараки за свой счет, пусть выкупают вместе с землями, пусть музеи устраивают!». То же самое можно услышать по поводу любого недочета в деятельности рязанских чиновников: «А вы сами не пробовали свой двор убрать?», «Встаньте с дивана, да вывезите мусор!», «Сами недобросовестным застройщикам платили – сами расхлебывайте!». Все сами, все сами… А «самим» можно уж заодно и в бухгалтерию явиться за заслуженной зарплатой?  

Да и не в бухгалтерии, в конце концов, дело…

А в том, что в Ульяновске, к примеру, есть свой музей фотографии. Туристы толпами устремляются к старинному дому с приветливой бронзовой скульптурой фотографа при входе. В Рязани же словно бы и не было ни фотографии, ни известных далеко за границами России современных фотографов. Потому что для нас это «не представляет ценности». Для нас особую ценность представляют новоделы, понатыканные и в историческом центре города, и на родине Сергея Есенина, и в некогда заповедной Солотче, и на территориях городских парков. 

Но Александр Дударев продолжает надеяться. 

«Хочу записаться на прием к Олегу Василькину. Расскажу ему, как устроен музей фотографии в Ульяновске, может быть, он просто не знает, что такое возможно сделать», – поделился своими планами Александр.

Может, и не знает. Хотя должен бы знать. Еще должен знать о том, что патриотизм, о котором нынче принято произносить так много слов, начинается не с реконструкций военных действий с обязательной гибелью рядовых солдат в конце, а с мирного изучения мирного развития родного края. Вот с этих самых «гнилых бараков», в которых зарождалась, развивалась и процветала культурная жизнь города. 
 
Екатерина ВУЛИХ