Лидер рязанских бардов об интимности, благодатном «наркотике» и бесполезном лауреатстве
Рязанский бард Алексей Фошин – лауреат фестивалей «Второй канал», «Куликово поле», Московского межрегионального фестиваля бардовской песни. В Рязани он еще и один из главных героев фестиваля «Беседка. Песни нашего двора», где выступает в составе юморного ВИА «Пацаны». Фошин – наряду с Ольгой Чикиной – очевидный лидер среди бардов города. За 30 лет в авторской песне у Алексея много о чем передумалось, значит, есть чем поделиться и с читателями «Новой газеты».
– Алексей, уже многое написано и спето, но залы собираются до сих пор небольшие, и «звездой» ты стал разве что в масштабах Рязани. Не жалеешь, что потратил столько времени и сил на авторскую песню?
– В авторской песне вообще непонятен термин «звезда». Это не шоу-бизнес, где «звездность» – продукт раскрутки для зарабатывания денег. В авторской песне все совершенно по-другому. Здесь нет рекламы, за исключением разве что объявлений о концертах. Есть небольшие телеканалы, такие как «Ля-минор», какие-то региональные радиостанции, но в нынешнем потоке информации – это капля в море. К тому же, нынешний темп и образ жизни предполагает смотреть «вполглаза», слушать «вполуха», потому что нет времени остановиться, вслушаться и всмотреться. А это, по определению, противопоказано нормальной авторской песне. Потому что этот жанр предполагает доверительный разговор с глазу на глаз. У меня сольные концерты бывали и не раз в больших залах, и в Рязани, и в Новгороде, и в Туле. И на площадках в Москве выступал, когда присутствовало по нескольку тысяч зрителей. Только песня теряется в таких огромных аудиториях. Бессмысленно доверительно разговаривать с толпой, это должны быть либо другие песни, которые толпу «заводят», либо нечто аранжированное с оркестром.
Когда у меня были большие концерты во Дворце молодежи в Рязани, очень сложно было выбрать репертуар, чтобы его аранжировать с оркестром, хоть как-то донести изначальный смысл песен и сохранить внимание публики на три с лишним часа. Это в какой-то мере противоречило смыслу авторской песни, разрушая ее интимность, но на это пришлось пойти, потому что хотелось посмотреть, как же мое творчество будет выглядеть после работы с профессиональными музыкантами, оформителями и продюсерами. В какой-то мере, это был эксперимент. Удачный или нет – судить не мне. К тому же, подобные концерты – весьма затратные мероприятия, которые никогда не окупаются, по крайней мере, в Рязани.
Не жалею ли я что тридцать лет жизни потрачены на авторскую песню? Нет, не жалею. Авторская песня – это как болезнь: сможешь от нее вылечиться – не пиши, живи спокойно. Не сможешь – продолжай писать и мучиться. Здесь сам процесс доставляет и удовольствие, и мучение, и страх неприятия, и радость от понимания. А маленькие залы! Когда ты видишь глаза и чувствуешь дыхание слушателей, синхронное с твоим – это тоже удовольствие. Кто почувствовал хоть раз контакт с залом – «подсел», как на наркотик, он будет еще и еще раз стремиться к этому ощущению единения с залом. А уж если есть что рассказать, а уж если нравится собеседникам – именно собеседникам, а не слушателям! – тогда достигается полная гармония.
– Ты неожиданно здорово выступил на недавнем вечере песен Высоцкого в «Старом парке», спев там «Который не стрелял» и «Охоту на волков» – это было одним из самых сильных выступлений. А что еще из «не своего» любишь петь и почему?
– Для меня авторская песня начиналась с песен Окуджавы, Визбора, Ланцберга, Берковского, Никитина и многих других замечательных авторов. Я как-то хотел посчитать, сколько песен мне запомнилось за все время – даже не просто запомнилось, а я смогу их спеть и сыграть до конца. Когда перевалило за пять сотен – бросил это занятие. За тридцать лет жизни в авторской песне много что осталось в голове. И далеко не все – шедевры. Сейчас, сталкиваясь с молодым поколением авторов, с сожалением вижу, что кроме «себя любимого» мало кто что знает, а зря. Если до тебя о том, что ты хочешь сказать, уже говорили, и говорили значительно лучше, то стоит промолчать и послушать более умного человека. К тому же, зачастую, желание сделать «не как все» приводит к тому, что форма превалирует над содержанием. А это уже не авторская песня. Как ни крути, нельзя сделать ничего путного, не зная основ, того, что сделано до тебя. Это – как пытаться стать поэтом, не будучи грамотным.
Относительно песен Высоцкого могу сказать одно: лучше самого Высоцкого их не пел никто. Поэтому те три песни Владимира Семеновича, которые я позволяю себе петь со сцены, я пытаюсь петь по-своему, в то же время не забывая авторский вариант. Вообще, к Высоцкому у меня отношение весьма неоднозначное. Да, многие его песни – шедевры. Но многие, мне кажется, излишне упрощены, необоснованно длинны, и со стихами там не все гладко – в общем, на гениальные не тянут. Просто, когда Высоцкого объявили гением, то сразу объективный взгляд на его творчество стал невозможен. Иначе – анафема! Но ни один автор, даже самый разгениальный, на протяжении жизни не может писать только гениальные произведения. У него могут быть взлеты, могут быть провалы, могут быть проходные вещи. И это – нормально. Меня всегда удивляло, что Высоцкого всегда как-то отдельно позиционируют относительно остальных бардов. Хотя он по сути своей не очень-то отличается от того же Юлия Кима или, скажем, Виктора Луферова – тоже детей своего времени. И вообще, я бы с удовольствием принял участие не только в вечере песен Высоцкого, но и в вечере песен, например, Юрия Визбора, Булата Окуджавы, а из ныне здравствующих – Леонида Сергеева или Александра Городницкого. Да их огромное количество – авторов, к сожалению, малоизвестных широкой публике, чьи песни можно и нужно петь. Я думаю, это были бы достойные вечера песни, к тому же очень полезные, и в особенности, для молодежи.
– Давай поговорим о сугубо материальном. Сколько уже вышло альбомов? Доволен ли их качеством? Какова судьба диска с записью вечера «50 друзей ФОуШИНА» в РДМ? Ожидается ли выход новых дисков?
– Запись альбомов – это весьма трудоемкий по времени и затратный по финансам процесс. На данный момент существуют четыре альбома: «Что давно душа ждала», записанный совместно с Олегом Якушиным, сольные альбомы «Я научу тебя летать» и «Молитва идущих», а также «Полет педального коня» – аудиозапись с проекта «50 друзей ФОуШИНА». Купить их можно на концертах, фестивалях, скачать через интернет. А новые диски пишутся. Я думаю, к осени новый альбом будет готов. Конечно, хотелось бы записать что-либо на солидной московской студии. Но, как всегда, все упирается во время и деньги: ходить по спонсорам мне неинтересно.
– Чего хочется еще? Лауреатства на Грушинском фестивале? Собрать аншлаг в РДМ? Что должно произойти, чтобы можно было сказать окончательно и бесповоротно: да, я доволен своей творческой судьбой?
– Творческой судьбой быть довольным невозможно. Если наступает такой момент, то это все, конец. А лауреатство… А что оно, собственно, дает? Да ничего. Так, потешить самолюбие и посмотреть, как к тебе относится жюри данного конкретного конкурса. Я могу привести огромное количество примеров, когда о лауреатах Грушинского никто потом и слыхом не слыхивал, а те, кто не являются лауреатами, пишут замечательные песни, которые многие потом слушают и поют. А что, Оля Чикина стала бы значительно хуже писать, если бы она не стала лауреатом «Груши»? Так мы ж ее любим, как говорится, не за то, что она – лауреат «Груши», «Петаккорда» и других фестивалей. Мы ее полюбили значительно раньше. А собрать аншлаг в РДМ – это технически выполнимо. Все зависит от количества – и опять я об этом – вложенных денег, сил и затраченного времени. Но уж лучше все это потратить на действительно творческий процесс, написать такую песню, какую еще не писал, чтобы спеть ее самому себе и воскликнуть «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
P.S. Алексея Фошина и Ольгу Чикину можно будет увидеть и услышать с 3 по 5 июня на фестивале «Луховицкие озера», который пройдет в этом году на берегу Оки в трех километрах от платформы «Алпатьево», рядом с деревней Ганькино. Этот фестиваль год назад пришел на смену фестивалю «Голубые озера», который проводился возле одноименных озер Луховицкого района Московской области с 1995 по 2009 годы под руководством рязанского КСП «Апрель» и его председателя Евгения Сапфирова. В свои лучшие годы фестиваль собирал до 10 000 посетителей из Москвы, Рязани, Луховиц и других окрестных городов, в нем принимали участие Григорий Гладков, Александр Гейнц и Сергей Данилов, Анатолий Киреев, Виктор Луферов и другие известные барды. В 2010 году, после конфликта с властями Луховицкого района, Евгений Сапфиров объявил о закрытии проекта. Однако власти Луховиц решили продолжить проведение на том же месте похожего по структуре фестиваля, переименовав его в «Луховицкие озера» и сдвинув время проведения со вторых на первые выходные июня. Директором и художественным руководителем фестиваля стал Сергей Колотов. В 2011 году путаница, связанная со сменой руководства, названия и времени проведения усугубилась: из-за прошлогодних лесных пожаров приходится переносить и само место под фестиваль.
Анатолий ОБЫДЁНКИН