«Чем дальше влез» – так называлась публикация «Новой» о том, как в Рязани попадают чиновники на министерские посты. Речь шла о назначении Сергея КАРАБАСОВА на должность министра лесного хозяйства (10 марта).
«Министерство, которое подарили Карабасову, – организация ключевая в плане охраны и использования буквально последнего богатства нашей области – лесов, – писали мы тогда. – Но что сделано, то сделано, Карабасов – министр лесного хозяйства, и уже приступил к выполнению своих обязанностей. Причем, как ни странно, у некоторых работников отрасли это назначение не вызвало никакого неприятия. Наоборот, они считают, что данный министерский пост – просто очередная ступенька в карьере Карабасова, долго он на нем не задержится и в скором времени получит теплое место в столице. И именно поэтому скандалы в Рязани ему не нужны, этот этап должен пройти тихо и спокойно, без шума и пыли. Если думающие таким образом окажутся правы, то вполне возможно, Карабасов окажется не худшим человеком на данном посту».
Прошло почти три месяца. И вместо ожидаемого штиля наступили у министерства лесного хозяйства смутные дни. Как гром среди ясного неба прокатилась новость об увольнении ветерана лесного хозяйства Рязанской области Сергея Петровича СИНЦОВА. Все, кто так или иначе связан с темой, были в полном недоумении: человек 36 лет отработал в лесном хозяйстве, можно сказать, знал в области каждое дерево и на тебе – в одночасье стал неугоден 32-летнему начальнику.
Помимо Синцова была отправлена в отставку еще один специалист – Ольга Филатова. Подготовив почву для комфортного существования в министерском офисе, Карабасов принялся за лесничих. На сегодняшний день в Рязанской области 19 лесничеств. Все они являются государственными учреждениями, а их сотрудники это классические бюджетники, зависимые от прихотей вышестоящего начальства.
Вместо того чтобы сосредоточиться на санитарных рубках, утилизации горельников, вывозе аварийной древесины и других лесных хлопотах, министр принялся за чистку директоров лесничеств.
25 мая директора Первомайского лесничества (расположено на территории Путятинского, Чучковского и Шиловского районов) Джамаева поставили перед фактом: ваш трудовой договор расторгнут.
Не прошло и двух дней, как увольняют директора Касимовского лесничества Лунина. Не остановило даже то, что он является двоюродным братом главы района. (Кстати, сам Карабасов до назначения губернатором Ковалевым на должность министра возглавлял соседний с Касимовским Клепиковский район).
В понедельник, 30 мая, стало известно об увольнении еще одного лесничего – руководителя Нижне-Мальцевского лесничества Булычева.
По лесничествам Рязанской области прокатилась волна недовольства, но недовольства тихого, не выразившегося в активных протестах. Но это дело времени, считают начальники, предполагающие, что они будут следующими. Слишком неприкрыто орудует кадровая служба министерства. Ну, или те люди, которые лоббируют перед новым министром все эти отставки-назначения. Или того хуже, заставляют молодого человека из приличной семьи* Сергея Карабасова совершать крайне непопулярные действия в подведомственном ему министерстве. Он человек пришлый, ему, мол, все равно, что подписывать.
Теперь попробуем разобраться, в чьих интересах происходит вся эта кадровая чехарда, пока на примере лишь одного лесничества – Первомайского.
Ключевую роль в отставке Джамаева могла сыграть территориальная принадлежность лесничества к Шиловскому району – вотчине непотопляемого Василия Михайловича Фомина, 25 лет из своих семидесяти возглавляющего район. Надо ли напоминать, что председателю Рязоблдумы, секретарю регионального отделения «Единой России» Аркадию Фомину Фомин-старший приходится папой?
У папы есть близкая знакомая, главврач центральной районной больницы, депутат Рязанской областной думы Татьяна Манакина. У Татьяны Ивановны есть сын Иван, ровесник Карабасова, 1983 года рождения. Иван Манакин – успешный коммерсант, арендует под вырубку участки лесного фонда в Первомайском лесничестве: на территории соседнего, Чучковского района.
Несколько месяцев назад разгоряченный молодой человек прилюдно пообещал, что добьется смены директора лесничества и поставит туда «своего человека». Было бы неправдой сказать, что это было принято за застольную шутку. Зная взаимоотношения семей Манакиных и Фоминых, удивились не столько тому, что это произошло, сколько тому, что произошло так быстро.
В данный момент Первомайское лесничество формально возглавляет 38-летний Андрей Анашкин, ранее трудившийся в фирме Ивана Манакина. У протеже нет собственного бизнеса, но есть доверительные отношения со своим покровителем. Сейчас в структурах Министерства лесного хозяйства поднимается если не бунт, то сильная волна недовольства происходящим. Подчиненные Сергея Карабасова вменяют своему босу бездумные кадровые чистки, увольнения старейших и опытных работников лесной отрасли Рязанской области. Но если конфликт выйдет на федеральный уровень, то их возмущение будет лишь утренней росой тому, кто привык прятать глаза за розовыми очками. Настоящей ударной силой выступят представители коммерческого сектора, их еще называют арендаторами леса. Бизнесмены в карман за словами не полезут. Как показывает практика предыдущего десятилетия, при возникновении конфликтных ситуаций они в состоянии привлекать внимание общественников и СМИ. Ведь когда речь идет о расхищаемом чиновниками народном добре – все средства хороши. Тем более что арендаторы не являются хозяевами лесных наделов – недра по Конституции принадлежат государству.
В этой истории по-прежнему остается в тени, на наш взгляд, главный вопрос: кто позаботится о нуждах простых лесников. Что им необходимо? Во-первых – увеличение штата, во-вторых, новая техника. (Во время пожаров 2010 года «вдруг» обнаружилось, что техники и людей катастрофически не хватает, но положение дел с приходом нового министра не изменилось).
Наша мартовская статья заканчивалась обнадеживающе: «Если Карабасов, пусть и не имеющий профильного образования, будет прислушиваться к мнению профессионалов, опираться на кадры, которые много лет работают в лесной отрасли, в общем, проявит себя как способный менеджер и организатор – все у него может получиться».
Не получилось. А жаль.
P.S. Рязанская «Новая» будет продолжать с интересом следить за деятельностью министра лесного хозяйства Рязанской области Сергея Карабасова.
*Отец Сергея – бывший секретарь политсовета московского отделения партии «Единая Россия», экс-депутат Госдумы Юрий Карабасов сейчас занимает пост президента НИТУ «МИСиС» (Московский институт стали и сплавов), до этого ректор. Зятем Юрию Карабасову приходится министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
комментарий
Евгений СТРОИЛОВ, председатель регионального общественного движения «За национальную безопасность»:
– Ситуация со сменой руководства лесхозов региона настораживает.
Что касается Первомайского лесхоза, находящегося в Шиловском районе, тут ни что иное как коррупционная составляющая, причем как коммерческая, так и политическая. Судите сами: у фигуранта, ставшего руководителем лесничества, Анашкина, элементарно прослеживается его коммерческая и дружеская связь с Манакиным, являющимся, во-первых, арендатором лесных угодий, принадлежащих данному лесхозу, во-вторых, куратором заводика по переработке древесины, которым руководил этот самый Анашкин. При этом Манакин (и все в Шиловском районе об этом знают) – доверенное лицо Аркадия Фомина по многим вопросам, а его мама – главврач и по совместительству депутат областного заксобрания, является в думе и партии подчиненной Аркадия Фомина.
Кроме этого Манакин-младший – действующий депутат Шиловской районной думы. Если внимательно изучить базы данных в интернете, он отмечен в лице руководителей предприятий, некоторые из которых с достаточно «мутной» историей. Мое личное мнение, что за всеми делами Манакина стоит тень клана Аркадия и Василия Фоминых. Конечно, по возможности и Фомины, и Манакины подчищают за собой, но, к примеру, недавняя кража ценностей из особняка Аркадия показала его финансовый достаток, а ведь последние лет десять он к коммерции отношения не имеет, да и папа муниципальный служащий. А раз у слуг народа имеются огромные средства, у меня напрашивается вывод об их незаконном происхождении.
Отдел расследований