Шансы единороссов на сентябрьских выборах в Рязоблдуму, если убрать административный ресурс, смотрятся очень сомнительно
По мере сокращения числа случаев заражения коронавирусом в Рязанской области, после проведения Парада Победы, в топ региональной повестки начинает возвращаться выборная тематика. И по завершению голосования за внесение изменений в Конституцию, на первое место выходят выборы в Рязанскую областную Думу, которые пройдут 13 сентября 2020 года.
Выборы объявлены, и партии начали выдвигать кандидатов. Как одномандатников, так и партийные списки, в которых в первую очередь интерес вызывают их лидеры – первая тройка.
Например, у партии «Яблоко» список ожидаемо возглавил руководитель рязанского отделения Константин Смирнов. ЛДПР не отличились особой оригинальностью. Их список на выборах в заксобрание нашего региона возглавил Владимир Жириновский. Всем очевидно, что от мандата он откажется, и тот перейдет куда-то в конец списка. Как и мандат второго номера в списке – Александра Шерина, который тоже вряд ли будет складывать осенью полномочия депутата Госдумы. В облдуму может теоретически перейти третий номер списка – Дмитрий Панкин. Но тут бытие будет определять сознание. С одной стороны, облдума как бы солиднее городской. Но в Рязгордуме сегодня он занимает должность заместителя председателя, имея там порядка двухсот тысяч ежемесячного дохода, персонального водителя и секретаря. В облдуме таких материальных благ для него не ожидается. Так что предстоящие три года сытой жизни в городском парламенте для Панкина привлекательнее, чем пять лет скромной в парламенте региональном.
Впрочем, даже наличие Жириновского во главе списка позволит конкурентам активно поднимать тему лукавства ЛДПР, которая предлагает голосовать за партийного лидера, не планирующего работать на благо рязанских избирателей.
По нашим данным, наиболее ресурсный участник выборов, «Единая Россия», еще не определилась с лидерами своего партийного списка. Рассматриваются и обсуждаются различные варианты и кандидатуры.
В ряде регионов страны на аналогичных выборах списки уже возглавили главы регионов. Но тут стоит оговориться, что в первую очередь речь идет о тех губернаторах и главах республик, которые одновременно возглавляют и региональные отделения «партии власти».
Ранее в «Единой России» существовала практика, когда главы субъектов возглавляли ее региональные отделения, однако затем она была прекращена. Но возобновилась в октябре прошлого года, когда 13 руководителей стали секретарями региональных отделений партии. Речь идет о главах Адыгеи Марате Кумпилове, Башкирии Радии Хабирове, Кабардино-Балкарии Казбеке Кокове, Якутии Айсене Николаеве, губернаторах Приморского и Ставропольского краев Олеге Кожемяко и Владимире Владимирове. Руководителями региональных отделений единороссов стали также губернаторы Кировской области Игорь Васильев, Нижегородской Глеб Никитин, Новосибирской Андрей Травников, Самарской Дмитрий Азаров, Брянской Александр Богомаз, Мурманской Андрей Чибис и врио главы Севастополя Михаил Развожаев. Кстати, до этого момента Богомаз, Чибис и Развожаев в «ЕР» не состояли.
Николая Любимова нет в этой «чертовой дюжине». И возглавить список партии для него имеет смысл в двух случаях. Либо он за счет своего рейтинга, превышающего рейтинг партии в регионе, способен «вытянуть» список, либо он реально планирует уходить с поста губернатора и воспользоваться полученным депутатским мандатом. Как для работы в облдуме, например, в роли ее спикера, так и для делегирования от Думы в состав Совета Федерации.
Про дальнейшие карьерные планы Николая Викторовича мы не знаем, поэтому рассмотрим ситуацию с рейтингами.
В 2015 году на выборах в облдуму «ЕР» получила 62,73% голосов. В выборах приняло участие 343 987, что при общем числе избирателей 942 792 составляет 36,5%. Первую тройку тогда сформировали Олег Ковалев, Елена Митина и Николай Булаев. Ни один из них в облдуму не пошел и все они от мандатов отказались.
10 сентября 2017 года в выборах губернатора Рязанской области приняли участие 331 159 избирателей, что от сократившегося за два года на 14 тысяч числа избирателей (928 667) составило 35,7%. Победивший Николай Любимов набрал 80,16%. Это было больше, чем 76,34% проголосовавших жителей Рязанской области за Владимира Путина на выборах президента России 18 марта 2018 года. Правда, явка тогда была больше. Действительных бюллетеней оказалось 595 320, что составило 64,5%.
Результат, превышающий президентский, Николай Любимов мог получить от рязанцев авансом. И его «медовый месяц» растянулся на три года, когда после застойной ковалевской эпохи люди были готовы поддерживать нового молодого (по сравнению с предшественником) губернатора. Что осталось сегодня от тех 80% поддержки?
Через год после губернаторских выборов, на выборах в Рязанскую городскую Думу в сентябре 2018 года «Единая Россия» набрала 36,22% голосов. Первую тройку составили Андрей Красов, Татьяна Панфилова и Юлия Рокотянская. Из них только Рокотянская не отказалась от мандата.
Если сравнивать 80% у Николая Любимова и 36% у «ЕР», то напрашивается очевидный вывод о том, что Любимов-«паровоз» способен вытянуть список партии. Но разница в партийном рейтинге – 62,7% в 2015 году и 36% в 2018-м – позволяет предположить, что и губернаторский рейтинг мог претерпеть изменения за те же три года.
Точный ответ на данный вопрос могло бы дать проведение качественного социологического исследования, которое не только сравнит рейтинги губернатора и партии, но и сегментирует рязанских избирателей на кластеры. Что позволит спрогнозировать результаты голосования как с Любимовым во главе списка, так и без него. Не знаем, проводился ли соцопрос в период самоизоляции, скорее всего полноценный – нет.
Низкий результат «ЕР» на предстоящих выборах в облдуму может ударить по имиджу губернатора, который пойдет во главе списка партии. Расчет на применение административного ресурса может оказаться не лучшим вариантом. После областных выборов предстоят выборы в Государственную Думу, которые могут быть как плановыми осенью следующего года, так и досрочными – весной 2021-го. Также идут разговоры о совмещении с досрочными выборами в Госдуму досрочных выборов президента. В этом случае любимые властью «перегибы» при проведении голосования в облдуму могут создать отложенные проблемы на следующих за ними федеральных выборах, что вряд ли понравится руководству страны.
Казалось бы, очевидным и напрашивающимся вариантом является лидерство в списке партии руководителя регионального отделения «ЕР» Аркадия Фомина. Но это чревато многими проблемами. Фомин по своей сути политик не публичный и все его успехи формировались в тени, по схемам, смоделированным его отцами-наставниками. И несмотря на то, что формально Аркадий Васильевич находится в рязанской политике уже при четвертом губернаторе, известность его среди избирателей области оставляет желать лучшего. К тому же, по мнению экспертов, в этой известности преобладает доля антирейтинга. Понимает это и он сам, поэтому никогда не стремился в лидеры списка, а тихо и «технологично» избирался в Шиловском районе. Где весь административный ресурс был мобилизован вполне успешно под него.
Список мог бы возглавить и депутат Госдумы, Герой России Андрей Красов. Но выборы в гордуму уже показали, что он во главе списка не добавил партии ничего. Второго же депутата Госдумы Елену Митину вообще мало кто знает и помнит. Вообще в составе президиума политсовета рязанской «ЕР» трудно найти человека, который мог бы повести партию за собой. И это проблема не только выборов, но и партии. В экспертном сообществе проговаривают варианты того, что список мог бы возглавить кто-то из замов губернатора. И выстроить кампанию на успешных практиках решения злободневных проблем наподобие обманутых дольщиков.
Удивительно, что про плановые выборы в Рязанскую областную Думу было известно еще пять лет назад, но готовиться к ним местные единороссы начали только в последний момент. Что тоже не добавляет плюсов в партийную копилку. Впрочем, именно эта разбалансированность и вносит интригу в стартовавшие выборы. А также подогревает интерес к самому процессу и – последующему результату. Так что запасаемся попкорном и наблюдаем.
Отдел политики