Уже не рязанская поэтесса выпустила книгу замечательных детских стихов
Так уж повелось, что многие креативные люди бегут из Рязани в столицы – либо в ту, что рядом и считается главной, либо в ту, что посеверней и считается культурной. В основном, конечно, именно в Москву бегут, а не в Питер – она и ближе, и сильно побогаче. Если посчитать только знакомых, так или иначе причастных творчеству – от журналистов до дизайнеров – как минимум несколько десятков наберется. А если опросить хотя бы ближний круг общения, счет беглецов может пойти и на сотни.
В этом списке тех, кто однажды сменил место жительства на менее провинциальное, есть и Дина БУРАЧЕВСКАЯ, теперь – далеко не последний из столичных детских поэтов. Сейчас ее «послужной список» насчитывает уже десятки публикаций в журналах и сборниках, а в прошлом году в столичном издательстве «Фома» у Дины вышла дебютная книга «Салют из тысячи огней». Сегодня Дина – гость «Новой газеты».
– Сейчас большинство стихотворцев все больше на лирику тянет, гражданскую да любовную, а детские стихи многими до сих пор считаются «стихами второго сорта». Дина, когда вы поняли, что именно детский поэт, а для взрослых писать не так интересно? И как вы сами для себя объясняете такую трансформацию – писали же, наверное, и «взрослые» стихи?
– Насчет «второго сорта» – это большое заблуждение. Писать для детей (если говорить о действительно качественной поэзии) намного сложнее. И уж точно ответственнее. Но и намного интересней в то же время.
А трансформации никакой, в общем, и не было. Я по-прежнему пишу как детские, так и взрослые стихи. Хотя да, детские чаще. Видимо, я так и не повзрослела до конца... И поэтому для меня писать от имени ребенка, смотреть на все «детскими» глазами – это не художественный прием. Я на самом деле очень хорошо помню себя маленькой. Свои мысли, чувства, горести-радости… Наверное, какие-то стихи я могла бы написать еще в детстве. Если бы умела.
– Видел в вашем ЖЖ скан сборника детских стихов, где Дина Бурачевская оказалась между Агнией Барто и Эдуардом Успенским (см. стр. 21. – Ред.). Но вы комментировали это соседство с нескрываемой гордостью, несколько снизу вверх. А вот, на ваш взгляд, есть сейчас детские поэты, являющиеся наследниками Михалкова-Барто-Успенского-Чуковского-Заходера и прочих классиков, рядом с которыми вы оказывались в сборниках, не по возрастному признаку аудитории, а именно по качеству текстов? Есть люди, сочиняющие стихи, про которые точно можно сказать: «Вот это дети будут читать и через 50, и через 100 лет?» И вообще, какая она, современная детская поэзия?
– С тем сборником получилось, скорее, забавно. Потому что я, разумеется, не вхожу в эту давным-давно набитую обойму. Но если составители хрестоматий считают такое соседство уместным – почему нет? Я не против…
Насчет пресловутой цепочки имен «Михалков-Барто-Успенский-Чуковский-Заходер». Не думаю, что Михалкова и Барто будут читать через пятьдесят лет. Малышовая классика Агнии Львовны, само собой, никуда не денется, а вот вся эта мура про счастливые школьные годы… Собственно, уже сейчас это нечитаемо. Эдуард Успенский как поэт... Есть у него десяток хороших детских стихов, написанных уже достаточно давно, из тех, что должны остаться. Чуковский и Заходер – это да. Это классика. Добавлю к ним и Валентина Берестова.
Среди ныне здравствующих детских поэтов классиками совершенно спокойно можно называть Марину Бородицкую и Михаила Яснова. Хорошо известен Андрей Усачев. Много замечательных стихов оставила недавно ушедшая Рената Муха. А еще есть Тим Собакин и Артур Гиваргизов. А за последние годы появились Галина Дядина и Анастасия Орлова… Словом, качественная детская поэзия никуда не делась. Живет себе и развивается. Но, разумеется, по сравнению с советскими временами все стало намного более камерно. Три-пять тысяч тиража – и те продаются порой годами...
– Насколько я знаю, у вас сейчас достаточно много публикаций в различных изданиях, в том числе и довольно престижных. Можете перечислить хотя бы основные? Наверняка же, и в конкурсах участвуете…
– Если говорить о периодике и коллективных сборниках, публикаций наберется уже под сотню. Тут и старые добрые «Веселые Картинки» с «Мурзилкой» и «Пионерской Правдой», и хорошо известные нынешним читающим детям «Кукумбер», «Миша», «Простоквашино», «Тошка и компания». Печатаюсь потихоньку и во «взрослых» изданиях: в «Литературной газете», в одесском журнале «Фонтан». Приятно, что и более профессионально-педагогические «Библиотека в школе» с «Дошкольным образованием» тоже меня не забывают.
Из коллективных сборников хочется упомянуть подготовленные поэтом Львом Яковлевым и вышедшие в московском издательстве «Махаон» сборники «Новые стихи» и «Ванька-встанька» – первые книги с моими стихами. Весьма интересны сборники «Как хорошо»: на сегодняшний день вышло три выпуска, в них собраны стихи и проза участников проходящего в Санкт-Петербурге ежегодного фестиваля «Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗа». Рекомендую всем, кто интересуется новыми именами в детской литературе.
С конкурсами получается по-разному. Пока что самым удачным можно считать 4 место в I конкурсе издательства «РОСМЭН» «Новая детская книга». К сожалению, по регламенту на публикацию отдельным сборником претендовал только победитель… Вообще же, участвовать во всяких «Хрустальных ручейках России» со странными правилами и малоизвестными членами жюри я потихоньку заканчиваю.
– Часто ли приходится выступать перед детской аудиторией? Какая обычно реакция? Забавности случаются?
– Да, выступаю часто. Потому что очень это люблю. В основном, конечно, в Москве – в библиотеках и школах. В прошлом году вместе со «старшими» товарищами Ксенией Драгунской, Сергеем Седовым, Львом Яковлевым и Юрием Ничипоренко впервые приехала с «гастролями» и в Рязань, в Театр на Соборной. Это такой интересный проект, когда на сцене одновременно выступают и живые авторы, и профессиональные актеры. Причем каждый раз это что-то новое, можно импровизировать, вовлекать в действие зрителей. В этом году примерно в таком же формате мы выступали в Эстонии, в таллиннском Русском театре. А совсем недавно, в июне, мне удалось побывать в Красноярском крае на фестивале чтения «Лето с книгой».
Детишки слушают хорошо, особенно семи-восьмилетние. Это моя любимейшая аудитория! Они так искренне на все реагируют, переживают! Как тут халтурить? Вот и выкладываешься на полную. Но это, конечно, радость настоящая. Не меньше, чем от нового удачного стихотворения.
А забавности бывают постоянно. Как-то в одной московской школе мальчик вдруг поднял руку и спросил: «А можно я для вас спляшу?» И сплясал. Нынешние дети они такие, раскованные. После выступления в гатчинской библиотеке, под Петербургом, дети начали меня наперебой приглашать: «А когда вы к нам еще приедете? А приезжайте завтра! А на Новый год? А ночуйте у меня дома...»
– Опять же из вашего ЖЖ я узнал, что и барды, оказывается, пишут песни на ваши стихи. Как часто это происходит и довольны ли вы результатом? Это детские песни?
– Собственно, «некоторые барды» – это рязанец Владимир Рябов. Он прислал мне записи нескольких песенок на мои стихи – и детские, и взрослые. Мне понравилось, их можно послушать в моем ЖЖ http://burachevskaya.livejournal.com/
– Продается ли в Рязани дебютная книжка? И как часто добираетесь до родного города? Где там обычно бываете?
– В магазинах книжка давно продалась. Через три месяца после выхода в издательстве ее уже не было. Какая-то часть тиража ушла в «Роспечать», в том числе и в Рязань. Не знаю, может, кто-то здесь ее и видел. Но купить мой «Салют…» все же можно. В последнее время у меня сложились хорошие отношения с местной областной детской библиотекой. В этом году я уже выступала на закрытии «Недели детской книги» в Рязанском Дворце детского творчества, поучаствовала и в других библиотечных мероприятиях. Вот на таких моих выступлениях книжку и можно приобрести.
В Рязани бываю часто. Здесь родители, друзья. В общении с ними, собственно, и провожу почти все время. А еще в Рязани порою хорошо пишется…
Беседовал
Анатолий ОБЫДЁНКИН
Курица лапой
Я очень старалась.
Я вывела слово.
Немножко коряво,
Немножко корова,
Немножко карета,
Немножко корыто...
Значенье его
До сих пор не открыто...
Листаю тетрадь
Семилетнего папы:
Ведь тоже писал он
Как курица лапой!
И в этой тетрадке
Открылась случайно
Такая большая
Семейная тайна...
И в школе напрасно
Над почерком бьются –
Немножко ругают,
Немножко смеются...
В заветной тетрадке
Я вывела строчку:
Я – папина дочка.
Я – папина.
Точка.
Цунами
В комнату с воем ворвалось
цунами!
Рушится мир, и повержено
знамя...
Где мои башни?
Где мои троны?
Где мои ружья и к ружьям
патроны?
Где акробат мой любимый
безногий?
Нет поездов и железной
дороги...
Что же случилось – скажите мне, братцы?
Просто бабуля решила
прибраться...
Пуговка
И совсем не по орбите
Шар земной плывет вокруг –
Он качается на нити,
Словно пуговка от брюк.
Нитка тоньше паутинки
Землю держит до поры –
Люди, лошади, ботинки
Улетят в тартарары!
Ураганы, вихри, смерчи
Не дают покоя нам...
Пришивайте же покрепче
Ваши пуговки к штанам!
Анатолий ОБЫДЁНКИН