Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№29 от 2 августа 2018 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Ольга МИЩЕНКОВА // Общество
Фотохудожник с зорким сердцем
 В самом центре Рязани оборвалась жизнь талантливого и невероятно отзывчивого Владимира Илюхина

Передо мной белый лист и… давящая звенящая тишина вокруг, которая накрывает тебя лавиной воспоминаний, и ты должна суметь написать первые три слова, которых, кажется, ничего нет страшнее… Не стало Владимира ИЛЮХИНА. 

И уже можно ставить даты жизни в скобках, как это водится (29.10.1945 – 25.07.2018), и теперь нужно говорить о нем в прошедшем времени, потому что пошел отсчет дней после его кончины. И самое невозможное – соотнести слово «кончина» с человеком, который, казалось, был олицетворением жизни – бурлящей, жизнерадостной, активной, светлой и, главное, – доброй. «Бегущий впереди» – так называлась моя первая публикация о Владимире, которая вышла в «Новой газете» в 2003 году, а потом дала название сборнику статей и фоторабот журналиста. Мне посчастливилось много писать о нем, но вот впервые я споткнулась на убивающем глаголе «был». И поняла вдруг, что по-другому больше не будет никогда.



В Рязани его знают многие, потому что Владимир Дмитриевич появлялся на мероприятиях города, снимал выступления народных коллективов, «Встречи на Почтовой», «Зеркало сцены», концерты симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, футбольные матчи (был заядлым футболистом) и конкурсы бальных танцев, выступления юных гимнасток и показы мод в МКЦ, концерты в Рязанском музыкальном колледже (РМК) им. Пироговых и литфаковские вечера в РГУ им. Есенина. Круг его общения был очень широк, его охотно приглашали, зная, что отказа в съемке никогда не будет. Он делал около тысячи высококачественных фотографий и с радостью дарил их тем, кого снимал. Относил целые обоймы снимков в театры, музыкальные школы, на стадионы, в спортивные секции. 

Невосполнимой утратой называют уход Владимира Илюхина музыканты, поэты, преподаватели вузов, коллеги-журналисты и фотографы. Прекрасные портреты Галины Разутовой и Минны Маргарян, Александра Лаврухина и Натальи Макаровой, Александры Симутовой и Елены Коноваловой, Геннадия Гинзбурга, Леонида Фельдмана, фотохудожников Евгения Каширина и Ирины Сергеевой (к сожалению, всех не перечислить) войдут в историю фотографии земли рязанской. Персональные выставки Илюхина открывались в Литературном музее им. Есенина (который оказался ненужным городу, о чем Владимир писал в «Новой»), в детской музыкальной школе №1 им. Аглинцевой и РМК им. Пироговых, его фотографии украшали фойе Дома печати, лицей №4 и школу №64. В его честь на открытии выставок играли пианистка Минна Маргарян, Заслуженная артистка РФ виолончелистка Тамара Иванишко, пела Галина Разутова, а Евгений Каширин публично обещал дать ему характеристику для вступления в Союз фотохудожников.

Владимиру Илюхину до всего было дело, он успевал всюду, а потом сидел ночь напролет, разбирая сделанные файлы, выбирая лучшие, чтобы ближе к утру выложить в соцсетях обойму свежих фотографий и лечь спать, когда город уже готовился к пробуждению.

У него было очень больное сердце: несколько инфарктов и один – обширный, а в 2010 году он перенес операцию по удалению тромбов, но ничто не могло заставить его сбавить ритм жизни, которая оборвалась внезапно, возле филармонии и художественного музея, всего несколько дней назад. 

Было душно. Он нес из ремонта компьютер, с которого в полдень выложил в Сеть свежие снимки очередного городского праздника. Шел не один, но не позволил молодому парню, оказавшемуся рядом, помочь себе. А тот не настоял. Его накрыло духотой, тяжелой ношей при больном сердце, отсутствием помощи. Вызвали «Скорую», которая, на редкость, приехала быстро, но оказалась бессильна.

Среда, 25 июля 2018 года, предгрозовая послеобеденная духота и… окончание жизни. 

Говорят, что так умирают святые. Может быть. 

Во всяком случае, Владимир Илюхин жил исключительно по-божески, не хитрил и не лукавил, был бессребреником, никогда не отказывал в помощи, если мог помочь. Верил в Высшую силу справедливости, но при этом негативно относился к институту церкви, не принимал ритуального пустословия, потерявшего за обрядовостью искренность. Однажды поделился цитатой, воскликнув: «Вот! Наконец-то нашел: «Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу, потому что творит добро, не ожидая награды, в отличие от верующих лицемеров». (Ганс-Христиан Андерсен)». Выучил наизусть и цитировал при удобном случае, когда религиозные фанатики пытались навязать ему веру. Володя действительно был ближе к Богу, чем это могло показаться блюстителям обрядовых традиций.



Из всех рязанских СМИ «Новая» была тем форматом, который отвечал его гражданской позиции в полной мере

Владимир Илюхин пришел в журналистику в семидесятые годы прошлого века. Печатался в «Рязанском комсомольце» и «Приокской правде», потом – в «Рязанских ведомостях», сотрудничал с «Молодежной средой», а в «Мещерской стороне» многие годы шла его еженедельная фотопортретная рубрика «Мещерская красавица». С начала нынешнего века Владимир Дмитриевич сотрудничал с «Новой газетой». Из всех рязанских СМИ «Новая» была тем форматом, который отвечал его гражданской позиции в полной мере. В 1977 году он положил партбилет и потерял погоны МВД, когда позволил себе высказать несогласие с правящей властью. Ему это стоило дорого: до перестройки было еще далеко, а до того момента, когда почтенный Марк Захаров на глазах телезрителей сжег свой партбилет – еще дальше. Внимание: руководитель Ленкома мог позволить себе этот срежиссированный театральный жест только тогда, когда сверху поступила команда «Можно!» Илюхин был раньше и стал первым, а потому пострадал, лишившись того, к чему шел сознательно с детства, желая продолжить дело отца – знаковой фигуры в УВД Рязанской области.

Природа многим одарила Владимира Дмитриевича, и то, что он выжил после расправы с ним советской власти (а она и здесь была впереди планеты всей!), позволило ему не только выстоять, но и сохранить свое лицо, творческое начало, не разувериться в том, во что свято верил: в чувство справедливости, сострадания и милосердия. 

Он, щедро одаренный актерски, десять лет отыграл в народном театре под управлением известного артиста рязанского драматического театра Игоря Николаевича Голованова. На литературных вечерах клуба «ОЛИМП» прекрасно читал стихи рязанских поэтов и любимую им классику, которую знал превосходно. Наизусть блестяще исполнял в лицах «Судьбу человека» Шолохова, и нельзя было сказать, кто у него лучше получался – фриц, Андрей Соколов или текст от автора.

Военный юрист Владимир Илюхин, член Союза журналистов РФ, был награжден Почетной грамотой Управления культуры г.Рязани (2005 год).

О нем можно говорить бесконечно, потому что круг его интересов был необыкновенно широк, а глубина познаний потрясающей. 

И теперь пришло время разложить по полочкам огромное наследие фотокорреспондента, журналиста и большого доброго человека Владимира Дмитриевича Илюхина. 

Еще неделю назад никто и представить себе не мог, что это время наступит так быстро, а главное – внезапно. 

28 октября ему исполнилось бы 73 года...

Владимир Илюхин похоронен на Сысоевском кладбище, квадрат №27.



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы