Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№29 от 2 августа 2018 г.
Босоногая дама уехала в Крым
 Пожалуй, самая узнаваемая рязанская поэтесса – о литературных конкурсах, ночных диалогах и «поедании» стихов

Ксения Янкина – вроде как, и не совсем Ксения Янкина, публично она предпочитает выступать под псевдонимом Босоногая Дама. Именно под ним она дважды выиграла фестиваль-конкурс «Свободный микрофон» в номинации «поэзия» – в 2015-м в «Старом парке» и в 2018-м в «Арагоне». В первом случае разделила победу с Марией Тухватулиной, во втором, по мнению жюри, конкурентов у нее вообще не нашлось. Следствием одной из побед стало издание дебютной книги «Ночество в сети». На подходе вторая книга молодого автора, ставшего благодаря частым публичным выступлениям последних лет, возможно, самым узнаваемым среди местных поэтов. Тем более, обычно выступает Ксения так, что захочешь – не забудешь. Не исключено, правда, что Рязань вскоре может ее лишиться. Об этом и о многом другом талантливая девушка рассказывает сегодня рязанскому выпуску «Новой газеты». 



– Ксения, недавно ты уже второй раз выиграла номинацию «поэзия» на фестивале-конкурсе «Свободный микрофон», который из года в год проходит то в «Старом парке», то в «Фонтане», то в «Вене» и «Арагоне». А за пределами Рязани ты в конкурсах принимаешь участие? 

– Да, раньше довольно активно участвовала. «Чемпионат им. Маяковского» и «Филатов Фест» в Москве, фестиваль «Русские рифмы» в Нижнем Новгороде. Но последняя победа, не считая «Свободного микрофона», была в прошлом году на фестивале «МУZА», тоже в Рязани. Сейчас я максимально отхожу от «конкурсной секты». На начальном этапе победы и проигрыши сильно меня подталкивали. Но со временем я поняла, что в гонке рифм можно потерять себя.

– Дебютная книга названа «Ночество в сети». На обложке – тихий ночной город за окном. «Ночество» – красивое слово, но не всем понятное. Часто случается придумывать неологизмы? 

– Книга, конечно, названа так неслучайно. И не для красивого словца. Признаюсь честно, над названием я думала долго, но когда именно это слово пришло на ум, поняла – в точку. Думаю, понять неологизм несложно. Ночь + одиночество – вот тебе и получилось «ночество». Большая часть стихов из книги написана ночью в Сети. Некоторые – это даже переведенные на язык рифмы ночные диалоги. Многие думают, что там есть аллюзия на книгу Януша Вишневского – нет. Книгу его я читала, и она мне крайне понравилась, но мой сборник семантически с ней не связан, разве что самой темой. 

Неологизмы есть, но не могу сказать, что их много. Намеренно не придумываю, они возникают сами по себе. «Мне бы еще расхлебывать и расхлебывать. / Пить по глотку твое неразрешенное. / Только боюсь нас с тобой изуродовать / И называться любовнолишенными». «Он достоин большего, как и ты. / По площади освещения и тепло / Ты – мое помещение без отопления». «Порывами сентябрит дыхание, / месяц гудит на прощание, / сигналит из всех маршруток, / осталось менее суток / отчаянья».

– Многие твои стихи достаточно коротки, в них много броских, афористичных двустиший. Откуда такая страсть к лаконичности? 

– Отвечу строчками:

Прежде чем травить на меня псов,
посылать к мозгоправу-врачу, 
погляди, как дымятся строчки стихов,
а я молчу.

По сути, у меня нет никакого стремления к лаконичности. Я просто знаю, что поэзия – это не две зарифмованных строчки. Поэзия может быть даже в одной строке.

– Невооруженным глазом видно, что за последние несколько лет ты сильно выросла как чтец, как исполнитель собственных текстов, научилась не только писать стихи, но и крайне эффектно представлять их слушателям. В чем заключается секрет такой на редкость быстрой «прокачки»? Много работаешь перед зеркалом? Просто часто выступаешь, и количество переходит в качество? Ваша версия, девушка.

– Нет, все гораздо проще. Еще со школы меня отправляли на различные конкурсы чтецов. Меня учили «подавать» стихи так, чтобы их «ели». В этом вся беда. Теперь я просто перестала «подавать» стихи – я стала их рассказывать. Секрет моей «прокачки» в искренности. И совсем не секрет ни для кого, кто знаком с моим творчеством, что оно процентов на девяносто автобиографично. Я пишу то, что вижу и чувствую, это небольшой отрывок из моих мыслесплетений. Многие ли из нас честны с собой? Нет. Потому что для искренности, как известно, нужна смелость. А смелость – это не то понятие, которым оперируют в наше время. В наше время оперируют тела, а не вскрывают души.

– Сейчас ты находишься в Крыму, и, похоже, это место становится для тебя самым главным и любимым, в отличие от родной Рязани. Ты ее, кстати, судя по некоторым текстам, вообще не слишком любишь. Чем родной город так не угодил?

– Неправда, Рязань я люблю – по-своему. Рязань наполнена запахом бензина, суетой и взглядом сквозь запотевшие стекла. Но еще она наполнена речками, на которые мы в детстве ездили с родителями; каштанами, которые я собирала каждую осень; шиповником, который рос у больницы; кукольным театром, в котором для меня оживали сказки. Еще Рязань наполнена звуками гитары в «пьяном парке», веселыми «парами» в универе, лицами, которые живут в сердце.

Крым – это отдельная история. Я даже периодически шучу, что когда-нибудь напишу об этом книгу. А может, и правда напишу? Многие люди мечтают однажды бросить все и просто уехать. Я никогда не думала, что смогу так сделать. Однажды проснулась, посмотрела на стены, на часы и поняла, что пришел тот самый момент бросить все и уехать в Крым. Не знаю, насколько я здесь задержусь. Может, на лето, может, на пару лет, а может, и на всю жизнь.

– Раньше иногда выступала не только со стихами, но и брала в руки гитару. И группа существовала с несколько вычурным латинским названием, которая тебе подыгрывала. Выходить на сцену с песнями окончательно забросила? Поэзия вытеснила желание заниматься чем-то еще творческим?

– Гитару иногда и сейчас в руки беру, но уже не выступаю. Ну, почему с вычурным? Известная латинская фраза «carpe diem» – лови момент! Название моей группы в далеком 2007 году дало мне девиз по жизни. Эта фраза и группа стали ключевой точкой, неким толчком, чтобы начать жить по-настоящему. Не оглядываясь на мнения, социум, ценности, которые нам втюхивают по телевизору. Я научилась мыслить по-другому. Часто слышу от людей, что я странная. Но, наверно, все творческие люди странные? 

Не могу сказать, что поэзия что-то вытеснила. Но сыграла определенную роль. Пишу я очень давно, первый стишок в шесть лет написала. Но раньше писала, в основном, в стол, не придавала значения своим рифмам. И, кстати, благодаря именно первому «Свободному микрофону» начала писать по-настоящему. Небольшой отрывок в тему:

Много ли у меня новых стихов? 
Они меня будят по ночам, бумаги как воды 
просят. Так много их бывает, что пишешь 
и остановиться не можешь. Это как пить 
в барах. Но сушняк на утро никакой водой не зальешь.

– Стихами и песнями на жизнь не заработаешь. Чем еще занимаешься, чтобы можно было в Крым надолго уезжать?

– Я решила поменять свою жизнь. Недавно окончила курсы по SMM – продвижению в социальных сетях. И сейчас, по сути, удаленно занимаюсь рекламой. Нет-нет, не подумайте, что я спам по группам раскидываю – у меня более сложные и творческие задачи.

– Если выделять какие-то стихи-любимчики среди вороха написанного – что выделишь? 

– Мне кажется, это сложный вопрос для любого автора. Есть стихи, которые я люблю за энергетику. Есть те, которые сильны в техническом плане. Есть стихи, которые любят мои близкие. У меня, конечно, есть один, который стоит выделить из всего. Однажды на концерте я даже произнесла фразу, что, если бы не было этого стихотворения, наверное, не было бы и меня – в нем вся моя душа. Написала я его под впечатлением от фильма про трех бедных индийских мальчиков, которые, несмотря на все, радуются жизни и любят ее. Помню, я плакала полночи и не могла остановиться. Потом еще полночи писала этот стих. Он получился теплым и светлым, но путь к свету, как известно, тернист. Называется «Априори». 

Надо жить проще, люди большой земли, 
чтобы тощий рикша получал свои рупии, 
а мы рубли. Чтобы из Могадишо не выходили 
лодки и корабли пиратов Сомали, 
чтобы любое из четверостиший 
моих тронуло каждого из живых. 

Надо жить проще, заниматься любовью, 
а не раскидывать мины. Не делить 
жилплощадь, а делиться апельсином. 
Смотреть в глаза, а не стрелять в спины. 

Мама, мне кажется, мы стали невыносимы. 
Мы забыли, что такое крымская бирюза, 
заливающая причалы. Как лучшие вина 
должны растекаться медленно по бокалу. 
Мама, мне кажется, или таких как мы 
стало мало? Таких, в которых бродит, 
как вина, джаз? Или проблема в том, 
что джаза не стало в нас?.. 

Мама, мы повзрослели разом, 
дни недели толкаются на мониторе, 
но сколько бы я не включала разум, 
в Коктебеле все так же шумит море. 

Мама, надо жить проще, целовать чаще 
и непременно губами касаться лба, 
влюбляться только на ощупь, 
по-настоящему, просто как дважды два. 
Мама, надо жить счастливо априори. 

И необязательно. у моря.
Анатолий Обыдёнкин