Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 2 ноября 2017 г.
Чтоб не бояться ночных шагов
 В Рязани 27-й раз почтили память погибших во время репрессий в советское время. Слова о том, что подобное не должно повториться, звучали весь день в разных концах города

С 1974 года неофициально, с 1991 года официально, согласно постановлению правительства РСФСР, 30 октября в стране вспоминают жертв сталинских репрессий. От «красного террора», по предварительным оценкам, с 1921 по 1953 гг. погибло 2,5 млн человек. В Рязанской области приблизительное количество установленных жертв репрессий приближается к цифре 35000.

Расстрелы, «схроны» и новые политзаключенные

Акции поминовения начались у Стены памяти, которая находится у проезжей части Старообрядческого проезда, возле Скорбященского кладбища. В 1990 году здесь обнаружили массовое захоронение (точнее сказать – свалку) расстрелянных в 1937–1938гг. рязанцев. Сотрудники НКВД прятали тела убитых прямо в подвале дома, где жили они сами и их жены с детьми. Расстреливали, не выезжая из города: в зданиях нынешнего следственного изолятора на Первомайском проспекте, бывшем здании Управления НКВД (перекресток улиц Ленина и Почтовой) и бывшего «Сада Шульгиных» (на улице Свободы, напротив главного корпуса РГУ им. Есенина). 

В 1991 году сын одного из сотрудников НКВД рассказал подробнее о захоронениях под домом на Скорбященском кладбище и указал место. 

Восстановлением истории репрессий в нашем городе, имен палачей и их жертв с 80-х годов XX века занимаются историки, журналисты, члены историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал», которым руководит Андрей Блинушов

У Стены памяти «мемориальцы», члены Рязанского отделения партии «Яблоко», неравнодушные рязанцы зажгли поминальные свечи, возложили цветы. Блинушов подчеркнул, что частично, «точечно» то время возвращается: правозащитный центр «Мемориал» в Москве уже признал на данный момент 117 заключенных – политическими. Упомянул карельского «мемориальца» Юрия Дмитриева, который находится в СИЗО по надуманному обвинению в изготовлении детской порнографии. 

– Это витает в воздухе: опять началась эпоха ужесточения, опять – слава Богу, пока точечно – начались репрессии. А массовым этот День поминовения в Рязани никогда и не был: массовыми у нас бывают только бесплатные концерты поп-звезд. Все остальное у нас не массовое, включая какие-нибудь выдающиеся спектакли. Мы же не город-миллионник. А если смотреть в корень проблемы, то вытеснение памяти страхом – это снова происходит, я вижу. Это всё правда, – сказал Блинушов.

Известные и навсегда «пропавшие без вести»

На Немецком кладбище народу было гораздо больше: централизованно привезли детей и родственников репрессированных – членов регионального отделения благотворительной организации инвалидов – жертв политических репрессий. Всего в обществе состоит около 200 человек, но по региону их гораздо больше. Чего не скажешь о самих репрессированных во время «Большого террора»: в живых осталось крайне мало.



Пожилые люди шли к памятному знаку (выполненному в виде лестничных пролетов, ведущих к зарешеченному окну), поддерживая друг друга, опираясь на палочки. Кто-то охотно рассказывал истории своих репрессированных родственников, другие отворачивали лица от фотокамер и говорили, что не хотят публично вспоминать о беде. 

Председатель Рязанской организации жертв политических репрессий Сергей Попов, заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия», экс-председатель Комиссии по реабилитации Татьяна Панфилова, представители Преображенского православного братства говорили разными словами об одном и том же. О том, что подобный террор не должен повториться, никто и никогда не должен бояться ночных шагов на лестничной клетке, ложных обвинений. 

Между собой многие собравшиеся вспоминали об узниках Болотной, о приговоренных к фантастическим штрафам «навальновцах» и дальнобойщиках, правозащитниках. Об убитых журналистах и ярких политических фигурах. В официальных речах об этих людях не вспоминали. Только Андрей Блинушов снова напомнил об историке из Карелии Юрии Дмитриеве



Вечером в сквере у памятника Братства по оружию прошла еще одна акция – «Возвращение имен». В течение нескольких часов рязанцы зачитывали имена, даты жизни и смерти репрессированных земляков, о которых есть точные сведения. Многие люди, попавшие в мясорубку сталинского террора, так и остались «пропавшими без вести». Вероятнее всего, о местах их захоронений мы не узнаем никогда.
Екатерина ВУЛИХ