Обращаясь мыслями к прошедшим новогодним праздникам и цитируя набившее оскомину «как Новый год встретишь…», понимаешь, что для Рязанской филармонии 2011 год обещает быть разнообразным и ярким. Именно таким: разнообразным по программе и ярким по исполнению – оказался первый в 2011 году большой рождественский концерт «Симфонический оркестр приглашает друзей!»
Популярная классика Бизе, Легара, Штрауса, Сарасате, Россини, задушевные песни советской эстрады в исполнении солистов Санкт-Петербургских театров, хореографические и театральные номера, хоровое исполнение, проникновенный сопрано-саксофон… Смешение жанров и направлений вызывало даже не удивление, а азартное ожидание: ну что еще?! Традиционные черные костюмы оркестра сменялись яркими вечерними нарядами, пюпитры блестели мишурой. Гость из Ярославля заслуженный артист России Анатолий Оселков щеголял в сомбреро и покорял зал мексиканскими ритмами. Апофеозом действия стала «Гайдай-сюита», превратившая зрительный зал в героев кинолент Гайдая, а оркестранток – в восточных пери под шелковой чадрой. А уж когда сам дирижер Сергей Оселков вышел в шитом золотом азиатском халате и тюбетейке, зал взорвался аплодисментами!..
Действительно, поистине с восточной щедростью маэстро дарит свой талант, энергию и темперамент рязанскому зрителю. Подобные концерты, гармонично сочетающие, казалось бы, совершенно разные искусства, становятся магнитом, способным аккумулировать творческие силы города.
После такого зачина важно не сбросить темпа.
И вот впереди – новый подарок. 20 февраля с Рязанским симфоническим оркестром выступит один из ярчайших пианистов нашего времени заслуженный артист России
Николай ЛУГАНСКИЙ. О предстоящем концерте и о планах на год мы говорили с художественным руководителем Рязанского губернаторского симфонического оркестра
Сергеем Оселковым и художественным руководителем, директором Рязанского русского народного хора им. Е. Попова, директором Рязанского губернаторского симфонического оркестра
Константином Паниным.
– На официальном сайте Николая Луганского гастрольный график расписан буквально по дням: Лондон, Париж, Мадрид, Амстердам, Мюнхен, Парма, Брюссель. Из российских городов на ближайшие месяцы только Москва, Санкт-Петербург… и Рязань.
Сергей Оселков: Для нас это колоссальная удача, потому что пианисты такого масштаба даже в столичных городах играют крайне редко. В этом плане нам очень повезло, что Луганский нашел время для выступления в Рязани. В программе прозвучат два знаковых для пианистов концерта: знаменитый Второй Концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и потрясающей красоты Четвертый Концерт Бетховена, почему-то менее исполняемый, на мой взгляд, не заслуженно. Я думаю, это будет праздник для наших слушателей. И большая честь для оркестра играть с таким солистом.
– Это первый концерт Николая Луганского с Рязанским симфоническим. До сих пор он играл в нашем городе только сольные концерты. Как, наконец, удалось его уговорить?
Константин Панин: Да, переговоры велись долго. Он играет только с проверенными коллективами. Но поскольку в Рязань он приезжает уже в третий раз и с нами уже хорошо знаком, то было принято решение сыграть с оркестром. Но тут соответственно возникает еще одна проблема: Луганский не играет с одной репетицией. Для многих музыкантов это обычная практика: приехать в день концерта, провести репетицию, небольшая отдых и концерт. Для Николая – качество превыше всего. Поэтому одно из обязательных его требований – две репетиции минимум, то есть два дня подготовки. Но дело в том, что уже сейчас его график расписан до конца 2014 года, и «окон» практически нет. Так что репетицию пришлось назначать на поздний вечер 19 февраля.
– Если исходить из общего графика выступлений Мацуева, Луганского или Спивакова, то Рязань далеко не обижена вниманием «звезд» классической музыкальной сцены.
Константин Панин: Да, надо сказать, они любят приезжать в наш город. И здесь играет роль совсем не близость к Москве: они передвигаются в основном на самолетах, и до Сочи порой долететь быстрей, чем доехать в выходной день до Рязани. Мы стараемся создать максимально комфортные для музыкантов условия. Не только в плане работы, но и в плане отдыха. Надо понимать, что у людей такого уровня востребованности, времени на отдых практически не остается. Поэтому мы всегда стараемся отвести несколько часов и для отдыха, можно и на природу выехать, и рыбалку организовать. Вообще такие концерты строятся в основном на дружеских отношениях, потому что работать только на деловых отношениях и оплатить «звездный» гонорар «не по дружбе» для нас невозможно.
– Как при этом получается держать довольно невысокими цены на билеты? Если в Москве они исчисляются тысячами, то в нашем городе – на порядок меньше.
К.П.: Даже при нашем скудном финансировании мы стараемся соблюдать приоритеты. Конечно, мы не против заработать. Оркестру нужны новые инструменты, хору нужны новые костюмы. А это все стоит огромных денег! Можно было бы сделать дороже билеты. Но, подумайте, кто наша публика? Те же музыканты, врачи, педагоги, словом, бюджетники в основном. И если покупать два билета на семью, то платить больше тысячи уже не каждый захочет. У нас проходят аншлаговые концерты в Касимове. Мы везем туда оркестр, везем звезд классической сцены: Бориса Андрианова, Родиона Замуруева. Идут, кстати, сейчас переговоры с Мацуевым о концерте в Касимове. И при этом билеты стоят 100–150 рублей. А иначе нельзя, мы работаем для людей.
– Начало 2011 года в музыкальном плане получилось весьма многообещающим. Какой год ожидает Рязанскую филармонию в целом?
К.П.: Это будет год юбилеев. Во-первых, исполняется 65 лет Государственному Академическому Рязанскому русскому народному хору им. Е. Попова. Во-вторых, 90 лет со дня рождения самого Евгения Григорьевича Попова, композитора, основателя хора. 20-летие отметит Зал камерной музыки. И, наконец, полувековой юбилей празднует Рязанский губернаторский симфонический оркестр. Что касается, последнего события, то здесь есть спорные моменты, касающиеся даты основания оркестра. В 1961 году был создан Рязанский любительский симфонический оркестр на базе Рязанского музыкального училища. В 1999 году оркестр меняет статус любительского на профессиональный и входит в состав «Рязаньконцерта». Но поскольку любой коллектив в своем развитии проходит самые разные уровни, то мы считает началом отсчета 1961 год. До недавнего времени в оркестре еще работали музыканты, которые прошли всю его историю. У нас есть валторнист, который 49 лет отработал в оркестре (в 2010-м он ушел на пенсию)! Это же целая жизнь!
– Как собираетесь отмечать юбилеи?
К.П.: 19 марта в день рождения Евгения Григорьевича Попова пройдет концерт памяти, на котором мы планируем показать видеокадры, старые хроники, пригласить его коллег и друзей, которые могут поделиться воспоминаниями. Юбилеи оркестра и хора – это, конечно же, события разные по характеру, но формат, думаю, будет в принципе одинаковый: в первом отделении – концертная программа, во втором – поздравления друзей. Хочется пригласить хороших солистов и сделать гала-концерт, интересный для публики, прежде всего. И, конечно, состоятся наши традиционные праздничные весенние концерты. 24 марта концерт из популярнейших произведений композитора Андрея Петрова: известные, всеми любимые произведения в исполнении великолепных солистов из Санкт-Петербургского театра оперетты. Конец апреля и май ожидаются очень напряженными: мы традиционно делаем концерт ко Дню Победы и объезжаем с ним в рамках благотворительной акции всю область. В 2010 году хор дал сорок благотворительных концертов! Выступали в самых отдаленных местах, где и клубы-то уже в полуразрушенном состоянии. Но ветераны есть везде и их надо обязательно поздравлять, – в этом артисты всегда единодушны.
– Сергей Анатольевич, как готовится оркестр провести свой юбилейный год?
С.А.: Естественно, в честь юбилея оркестра планируется гала-концерт, где будут выступления ведущих солистов, поздравления властей, речи и т.д. От этого не уйти... Но что касается настоящего праздника для души и творческого удовлетворения, то лично для меня – это наш новый большой проект: постановка оперы Чайковского «Пиковая дама», концертная версия. Уже есть предварительная договоренность с артистами Большого театра. Будет приглашен хор Московского государственного университета, профессиональный коллектив с огромной историей. Любопытно, что Чайковский писал специально для этого хора. И теперь они будут петь «Пиковую даму». В целом это, конечно, очень дорогостоящий проект, но он того стоит!
К большой радости, оркестр растет, у людей есть энтузиазм и мы стараемся делать все возможное, чтобы его поддерживать (потому что, в конечно счете, на энтузиазме все и держится). В оркестр идут новые музыканты. Если два года назад у нас были «дыры» в оркестре: не было гобоев вообще, например, – то теперь вся середина оркестра укомплектована. Да, еще много нужно приглашать, конечно, но приглашать уже некуда, и мы сейчас бьемся за расширение штатного расписания. Но как бы то ни было, у нас много творческих планов, и, думаю, Рязанский симфонический достойно перешагнет за полувековой рубеж.
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА