Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 3 марта 2011 г.
Ясный талант Ясеневой
Известный мастер «фото-графики» считает себя ленивым художником



То, что делает Юлия Ясенева безумно красиво – даже когда речь идет о свадебных фотографиях, где, казалось бы, можно ограничиться голым ремеслом. Но в первую очередь интересны ее работы в необычной технике, которую сама Юля называет «фото-графика» – именно так, через дефис. 

Правда, в Рязани Юля теперь нечасто: большую часть времени  проводит в куда более сумрачном по погоде, но гораздо более красочном в плане самореализации Питере. Надеюсь, со временем соотношение изменится, и Юля еще не раз порадует земляков выставками своих брызжущих яркими красками работ. А пока  фотохудожник Юлия ЯСЕНЕВА – гость рязанской «Новой газеты».


– Что тебе больше нравится: играть со светом, меняя объективы и применяя различные эффекты, или раскрашивать фотографии, как в альбоме «Краски фантазий». Какова, кстати, технология, с помощью которой достигается этот потрясающий эффект слияния фотографии с живописью? И почему ты в один прекрасный день решила ее использовать?

– Мне нравится экспериментировать как в процессе съемки, так и во время обработки. Но фотографии я не раскрашиваю. А дорисовываю недостающее. Дело в том, что я – ленивый художник. Мне лень рисовать с нуля, поэтому сначала я фотографирую по своим эскизам, а потом дорисовываю снимки в программе «Photoshop» и на бумаге пастелью. Я называю такую технику фото-графикой.

– Это твое ноу-хау? Прости мою неосведомленность, но раньше никогда с подобным не сталкивался. Много ли было в истории таких же «ленивых художников», тоже вооруженных фотоаппаратом и талантом? Ты сама это придумала или у кого-нибудь подсмотрела?

– Все как-то само собой сложилось. С детства, сколько себя помню, я постоянно что-нибудь рисовала. Окончила художественную школу, а учась в университете на переводчика, не расставалась с этюдником, на лекциях рисовала в тетрадях. Когда же у меня появился первый цифровой фотоаппарат (маленькая «мыльница»), я открыла для себя «Photoshop». И оказалось, что образы, возникающие в голове, мне удобней и проще запечатлевать с помощью «цифровой кисти». С приобретением графического планшета холсты и тюбики с красками стали все больше пылиться в углу. Правда, пастельные мелки я не забываю и использую их в сочетании с цифровой графикой: рисую ими поверх распечатанных фотографий, опять же, потому что мне так легче выразить себя. Вот так от моей лени и получилась такая техника. Но главное ведь – не чем, а что.

А цифровых художников и в России, и за рубежом немало. Их работы можно увидеть в интернете. Некоторых уже можно причислить к классикам цифрового искусства.

– Сейчас ты переехала из Рязани в Питер. И ты далеко не первый мой знакомый художник, так поступающий. Зачем сбежала из Рязани? Думаешь, легче будет именно в Питере пробиваться?


– Нет, в Петербурге пробиваться гораздо сложнее, чем в Рязани. В таком большом городе много профессионалов, талантливых фотографов и художников. Здесь трудно удивить публику чем-то новым и очень легко затеряться. Мой переезд совершенно не связан с фотографией. Я просто люблю этот город, и мне нравятся перемены. Я жила там уже раньше и решила вернуться снова. Может быть, вскоре я опять уеду в Рязань, а может, в другой город или страну: например, в Голландию сажать тюльпаны, или на Северный Полюс, чтобы расчесывать белым медведям шерсть, или отправлюсь озеленять Луну… Главное, чтоб там была школа, а то дочке в сентябре в первый класс идти.

– Вообще, жить на два города – это не слишком утомительно? Атмосфера Рязани и Питера, на твой взгляд, сильно различается? Где лучше себя чувствуешь?


– Чувствую себя хорошо и в Рязани, и в Петербурге. В Рязани есть своя прелесть, здесь  родные, друзья, но атмосфера Питера – это нечто совсем другое. Это волшебное место. В Питер влюбляешься и уже не можешь жить без него.

– Почему так мало выставок было в Рязани?

– В Рязани у меня было две персональных выставки. Поступали еще предложения, но мне было не до этого: «свадебный сезон» 2010 года захватил и не отпускал меня. К тому же, не хотелось, чтобы была еще одна точно такая же экспозиция. Вот сейчас у меня появилось много новых работ, так что вполне можно сделать новую выставку.

– Просто удивительно, что ты снимаешь свадьбы, хотя понятно, что на жизнь надо как-то зарабатывать. Ведь судя по красоте твоих фотографий, к тебе очередь должна стоять желающих дать тебе денег, чтобы поработала с ними в студии… Пока не стоят?


– Недостатка в желающих сфотографироваться у меня нет. И нет ничего удивительного в том, что я снимаю свадьбы, ведь свадебная съемка для меня не рутина, а тоже творческий процесс. Каждая пара молодоженов уникальна, к каждой нужен свой подход, потому и фотографии всегда получаются разные. Ко мне приходят в основном пары, которые хотят чего-нибудь необычного, «не так, как у всех».

– А какие-то «официальные регалии» у тебя есть, вроде членских билетов всяких творческих союзов художников и фотографов и тому подобного?

– «Официальных регалий» у меня нет, я пока не задумывалась об этом. Можно, конечно, вступить в союзы фотографов, платить членские взносы. А что это даст? Не вижу смысла в корочке.

– В фотографии который год наблюдается самый настоящий бум: только ленивый не начал снимать, благо качественная техника стала доступна за не самые большие деньги. Как думаешь, в связи с этим количество перейдет в качество или появление талантов, как и раньше, будет процессом нечастым и непредсказуемым, в том числе и в фотографии?

–  Да, действительно, почти у каждого есть цифровой фотоаппарат, и многие считают себя фотографами только потому, что нажимают на его кнопку. Сейчас совершенно несложно арендовать фотостудию на пару часов, пригласить знакомую симпатичную девушку, направить на нее студийные вспышки и – щелк, щелк, щелк. Вот ты уже и фотограф! Но быть фотографом – это гораздо больше, чем только нажимать на кнопку, и даже больше, чем уметь выставлять «правильный» свет. Быть фотографом, как и художником – это, прежде всего, уметь видеть, чувствовать, думать. Хорошая фотография – не просто красивый снимок красивой девушки на красивом фоне. Фотография должна нести смысл, идею, передавать настроение. И если фотографирующий понимает это, то он, скорее всего, будет развиваться дальше.
Анатолий ОБЫДЁНКИН