Участвовавшая в олимпийской эстафете 1980 года рязанка – об удивительных победах, спорткомитетовской винтовке и черновицком эскорте
В конце прошедшей недели свой 75-летний юбилей отметила уникальная спортсменка, организатор, педагог и тренер Нина Корнеевна КОПЫЛОВА. За время своей продолжительной и довольно плодотворной деятельности она стала непосредственной участницей многих значимых событий: выиграла чемпионат СССР по летнему многоборью ГТО, в 1980 году приняла участие в эстафете Олимпийского огня, была инициатором проведения Всесоюзного есенинского пробега.
– Нина Корнеевна, то, что ваш день рождения и главный мужской праздник разделяет всего несколько дней, как-то сказывается?
– Мне кажется, даже очень, ведь у меня скорее мужской характер, и это помогало мне как в жизни, так и в спорте. Везде я пробивалась сама, надеялась только на себя и никогда не оглядывалась назад. В 1958 году я окончила школу и в поиске своей стези отправилась в Липецк – можно сказать, что в никуда. Подружка сказала, что там есть строительное училище, где можно получить профессию, но оказалось, что принимают абитуриентов только из Липецкой области, а из соседних – нет. Подружка развернулась и уехала, а я осталась и добилась-таки своего.
– Почему вас так заинтересовала именно строительная специальность?
– Не то чтобы интересовало что-то конкретное, просто у меня выбора-то и не было, а поступать куда-то было нужно, тем более что у меня всегда была тяга к знаниям. Наше село 2-е Воскресенское, что в Милославском районе, располагалось на границе с Липецкой областью, это обстоятельство и повлияло на мое решение. Когда же меня направили на практику, и я окунулась в рабочую атмосферу, а это сплошной мат, грубость, то сразу поняла, что это не для меня.
– А с чего началось увлечение спортом?
– Наверное, с походов в школу – семь километров туда и столько же обратно (смеется). Первым увлечением были лыжи, но больше полюбилась легкая атлетика, особенно средние дистанции на 400 и 800 метров. Постоянно защищала честь школы, района, ездила в Рязань на областные старты, а уже в Липецке выступала за ДСО «Труд». И вот как-то в Волгограде проходили зональные соревнования России, где я попала в число призеров. Там меня и приметил заслуженный тренер РСФСР Павел Георгиевич Шорец, который был деканом Волгоградского института физической культуры (ВГИФК). Он сделал предложение, которое круто поменяло мою жизнь, но я чувствовала, что это правильное решение, ведь в спорт меня всегда тянуло. Я все бросила и отправилась в новую жизнь.
– Именно на студенческие годы пришелся расцвет вашей спортивной карьеры?
– Совершенно верно, в год у меня набиралось пятнадцать, а то и двадцать поездок на соревнования. Помню, как-то выступали в Ленинграде, а потому вдруг сразу уехали в Киев. А в этих городах немало схожих мест, и вот как-то зашел разговор о том, на каком автобусе добраться до вокзала: «Ой, да как же мы доедем, он же туда не идет». – «Это в Ленинграде не ходит, а в Киеве ходит!» И такие бывали случаи, но если получишь «тройку», то уже ни о каких соревнованиях речи быть не могло – только сиди и учись.
– А когда в вашу жизнь вошло многоборье ГТО?
– Произошло это несколько позже. После окончания вуза я родила сына и переехала в Рыбное, поближе к маме, которая уже проживала в Костино. Устроилась на работу в местный интернат, никто даже не подозревал, чем я занималась раньше – просто педагог, физрук. И мне работа с детьми сразу пришлась по душе тем, что с ними можно было заниматься каждый день круглый год.
– И что же нарушило ваш покой?
– В 1972 году в стране был введен новый комплекс ГТО. Если раньше просто сдавали нормативы, получали значки и все, то здесь сменили его статус, и он стал отдельным видом спорта. У ребятишек сразу появилась заинтересованность, ведь стали проводиться соревнования на первенство района, области, РСФСР, Советского Союза. Все это благотворно сказалось на общефизической подготовке подрастающего поколения, да и таким, как я, ушедшим из большого спорта, подарило второе рождение.
Впрочем, у меня все получилось абсолютно спонтанно. Пришел как-то председатель Рыбновского райспорткомитета Виктор Александрович Селиванов и начал умолять закрыть четвертую ступень: «Нин, выручай, выступи уж как получится!» А что могло получиться, если я кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, и хоть регулярно не тренировалась, в интернате по пять-шесть часов занималась с детьми лыжами, в общем, была в прекрасной спортивной форме. Плавание мы сдавали в институте, так что проблемы оставались только со стрельбой, но в остальных двух видах я набрала столько очков, сколько остальные женщины по всем вместе взятым. И когда я с ходу выиграла первенство области, все сразу поняли, кто есть кто.
– Именно этот успех послужил сигналом к возобновлению спортивной карьеры?
– Меня сразу включили в состав сборной области, я съездила на зону России, где вошла в тройку, специально к соревнованиям практически не готовясь, исключительно на старом багаже. Тут я уже поняла, что это – мое и к выступлениям нужно подходить со всей серьезностью либо не заниматься вообще. В том же году я вошла в число призеров на финале первенства РСФСР и вплоть до 1979 года так и была постоянно второй. Мои главные конкурентки Александра Седова из Сочи и Валентина Быкова из Ярославля «скакали» с третьего места на первое и обратно, мои же позиции из года в год оставались неизменны.
– А какие достижения были на союзном уровне?
– Все дело в том, что до участия в чемпионате СССР допускался только один победитель финала России, я же была второй. А в те годы первенство РСФСР выиграть было гораздо сложнее, чем Союз.
– Наверняка, вы самым тщательным образом проанализировали свои выступления: чего не хватало для победы?
– Личного оружия. Ведь в отличие от своих конкуренток, мне приходилось «делить» его с кем-то, что не лучшим образом сказывалось на стрельбе. Так продолжалось вплоть до 1978 года, когда председатель областного спорткомитета Александр Михайлович Мелешкин, дай Бог ему здоровья, не выдал мне «Урал-2» – тогда это была для нас самая лучшая винтовка. После этого я уже одним своим видом приводила своих соперниц в панику. В следующем году последовательно выиграла зону, затем финал России и стала чемпионкой СССР. К сожалению, повторить тот успех мне не удалось: в 1980-м прошли Олимпийские игры, все денежки ушли туда, и первенство Союза не проводилось.
– На родине новоиспеченную чемпионку страны, наверно, встречали с подобающими почестями?
– Скорее наоборот. Еще ранее меня поставили перед дилеммой: либо занимаюсь только преподавательской деятельностью, либо спортом. Никто моими успехами абсолютно не интересовался, а чтобы я отказалась от совмещения, по приезду мне подкинули «подарочек»: вдвое урезали зарплату. Но я выбрала спорт и ушла работать тренером в районное ДСО «Урожай», с которым меня многое связывало. Семь лет подряд я выигрывала всесоюзные соревнования, то есть, получается, была чемпионкой страны только среди сельских спортсменов.
– В 1980 году вы стали непосредственной участницей события планетарного масштаба.
– Действительно, мне посчастливилось принять участие в эстафете Олимпийского огня. Поскольку ее маршрут не проходил через Рязань, то четверых сильнейших действующих спортсменов области пригласил наш тогдашний город-побратим Черновцы. Я шла первым номером, поэтому оказалась единственной из рязанцев, кто нес факел по городским улицам со специальным эскортом из 22 юных спортсменов, что символизировало XXII Олимпийские игры. Едва я преодолела свою километровую дистанцию, как сразу же оказалась в окружении многочисленных зрителей, которые горели желанием хотя бы прикоснуться к олимпийской святыни. Ощущения после этого остались просто непередаваемые!
Юрий МАТЫЦИН