В рязанских маршрутках активно нарушают антитабачный закон
Субботний вечер подкрался незаметно, а в холодильнике было, что называется, «шаром покати». Нужно было съездить за продуктами и мой выбор выпал на «Круиз», дабы с ассортиментом и расположением товара в торговом зале я был знаком, что давало мне шанс буквально за 15 минут загрузить «потребительскую» корзинку, тем более время поджимало, часы показывали десятый час.
Я сел в маршрутку с номером «75», которая резво покатила по улицам пустынного города. Водитель высадил у Торгового городка пассажирку, и я остался в салоне один. Я успевал в магазин, и от этого даже поднялось настроение. В салоне вдруг запахло свежезакуренной сигаретой, водитель тоже был в предвкушении конечной остановки, да так, что не дотерпел с перекуром и начал его, не обратив внимания на единственного пассажира. Будучи в расположении хорошего настроения, я начал разговор с водителем со слов:
– Спасу нет от курящих даже в маршрутке!
– Что? – переспросил водитель?
– Я говорю, что закурили вы преждевременно, все-таки я пассажир, хоть и единственный. Да и закон вроде на моей стороне, не велит курить в салоне.
– А, да, виноват, задумался, – отвечает водитель. – Вот девчонки курят малолетние, это очень плохо, – продолжил водитель.– Здоровье свое не берегут, – и продолжал стряхивать пепел в окно.
– Да, девчонки – само собой, не хватает жизненного опыта, а я вот не курю уже 28 лет, в отличие от девчонок, а приходится терпеть подобное поведение водителей и не только в вашей маршрутке. В салоне могут ехать больные люди, например, астматики, которым тяжело переносить дым, – продолжил я тему.
– Виноват, я это подтверждаю, – отвечает водитель и выбрасывает, подъезжая к конечной остановке, сигарету в окно.
– Обещаете, что не будете курить в салоне при пассажирах? – с улыбкой спрашиваю я.
– Обещаю, – также улыбаясь, отвечает немолодой водитель.
Я пожелал ему удачи и побежал в гипермаркет.
Возвращаясь на остановку, я увидел, как к ней подрулил микроавтобус. Три человека сели в маршрутку, но водитель не уезжал, терпеливо ожидая, когда подойду я. Вошел в салон и почувствовал характерный запах табачного дыма. То, что водители грешат курением в салоне перед подачей маршрутки для посадки пассажиров, я много раз писал на различных рязанских форумах и в своем блоге в ЖЖ. Протянув в руке молодому чернявому водителю деньги за проезд, я на правах старшего по возрасту произнес:
– Может, выбросишь сигарету?
Водитель, затянувшись, тот же час кинул сигарету в окно и взял у меня деньги.
– Вроде закон ужесточила Дума в отношении курения, в салоне сидят пассажиры, а вы продолжаете курить?
Парень, недолго думая, отвечает мне:
– Это моя личная машина.
– Хорошо, – говорю, – тогда ответьте мне, пожалуйста, всего лишь на один вопрос: кто вас, как владельца машины, кормит?
Водитель вдруг смолк, но затянувшуюся паузу разорвал возмущенный голос из салона:
– Хватит тут митинговать! Идите на площадь с флагами и митингуйте!
Я посмотрел и увидел мужчину лет сорока, рядом с которым, по-видимому, сидела супруга.
– Вы заступаетесь за нарушителя, принимаете его сторону? – спрашиваю я, скорее всего, закончившего свою смену охранника гипермаркета.
– Нет, люди устали, весь день работали, а ты тут митингуешь!
– Я не митингую, а призываю к порядку.
– Не нравится маршрутка, иди на другую садись, – молвил мне в ответ «охранник».
– Нет уж, – отвечаю, – пусть соблюдает водитель правила обслуживания пассажиров, а не ведет себя, как захочет! Так кто же вас кормит, водителей? – снова задаю вопрос парню за рулем.
В ответ – молчание, зато «охранник» не унимался:
– Замолчи, – гипнотически глядя на меня, в резкой форме, с угрожающей мимикой, произнес он.
– Молчу, – отвечаю ему, – тут бесполезно что-либо доказывать. Всего лишь нужно записать номер маршрутки и отправить жалобу в надзорные организации.
Водитель, так и не ответивший на мой вопрос, кто является источником его заработка, уважать который он просто обязан, вдруг зашевелился и протянул мне в кулаке 15 рублей.
– Выходите, – сказал парень.
– Если я буду находиться в салоне, вы не поедете? – спрашиваю парня.
– Нет, не поеду, – и продолжает протягивать мелочь.
Я не стал спорить и что-то доказывать, а взял три своих пакета, набитых продуктами, и вышел на остановку. Время на часах показывало семь минут одиннадцатого.
Разумеется, я записал госномер маршрутки-иномарки – н626нр 62rus (маршрут «75») и эти данные в ближайшее время будут прописаны в моих жалобах в прокуратуру и Роспотребнадзор. Пусть господа из этих структур серьезно возьмутся за поддержку принятого Госдумой закона против курения в общественных местах. Было время, когда практически все водители маршруток игнорировали право некурящих пассажиров, но сейчас курящий на маршруте – уникальное событие. Вот и сегодня нужно продолжить поднятие культуры обслуживания пассажиров. Водителей, подающих машину для посадки пассажиров на конечной остановке прокуренной, нужно приучать к цивилизованной работе.
А вот факт отказа мне в проезде в маршрутном такси можно расценить как дискриминацию некурящего курящим. А вы как думаете?
Григорий КОЛЬЦОВ