В спорах владельцев маршруток и администрации Рязани интересы пассажиров отошли на второй план
28 июля Советский районный суд Рязани, рассмотрев административное исковое заявление прокуратуры, принял решение о незаконности некоторых требований к пассажироперевозчикам.
Прокуратурой Советского района проведена проверка по многочисленным жалобам предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками по муниципальным маршрутам, в связи с введением обязанности по оборудованию используемых ими транспортных средств терминалами для оплаты проезда.
По мнению надзорного органа, оснащение транспортных средств устройствами автоматизированной оплаты является мерой социальной поддержки отдельных граждан, что, в свою очередь, – обязанность горадминистрации и должно финансироваться за счет средств бюджета Рязани, а мэрия переложила все расходы на маршрутчиков.
– Со всеми крупными перевозчиками Рязани достигнуты договоренности в ходе заседаний общественного совета, которые проходили в 2016–2017 годах в администрации города, – объяснял ситуацию начальник управления транспорта Андрей Каплинский. – Наши основные инициативы: установка системы «Глонасс» на всем транспорте, внедрение автоматизированной системы оплаты проезда, переход на автобусы большей вместимости – нашли понимание со стороны большинства руководителей компаний-перевозчиков. Все эти меры позволят нам «разгрузить» город, повысить безопасность пассажирских перевозок, а также сформировать более точную оценку пассажиропотока, чтобы вносить в организацию транспортного потока какие-либо изменения.
Но, как оказалось, договорились далеко не со всеми владельцами маршруток. Некоторые оказались людьми далеко непростыми и сдаваться на милость подчиненных мэра Олега Булекова не захотели.
Ответ последовал мгновенно.
В начале июля Московским межрайонным следственным отделом следственного управления СКР по Рязанской области по поступившим из прокуратуры материалам было возбуждено уголовное дело в отношении Андрея Каплинского, подозреваемого в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Якобы используя служебное положение, он в нарушение требований действующего законодательства умышленно не выдавал четырем организациям и трем индивидуальным предпринимателям карты маршрутов. Причина – нежелание предпринимателей оборудовать свой коммерческий транспорт терминалами автоматизированной системы оплаты проезда.
Андрей Каплинский и Олег Булеков
У транспортного лобби города вызвало возмущение «давление на бизнес» с целью добиться установки приборов за собственные средства. Кроме того, по мнению транспортников, чиновники просто саботируют устранение нарушений, обозначенных в вынесенном прокуратурой протесте.
Андрей Каплинский, по мнению перевозчиков, инициировал подачу ряда исковых заявлений в Арбитражный суд, где ответчиками выступают именно те организации, которые против выполнения незаконных, с их точки зрения, требований. Этими действиями чиновник, якобы, пытался подчинить и запугать несогласных. Повод для обращений в суд, можно сказать, «высосали из пальца», высветив одновременно и другую проблему взаимоотношений перевозчиков и власти. Речь идет о том, что у одних компаний недостатки выискивают чуть ли не под микроскопом, а другим «все можно».
«Указанные действия создали препятствия для осуществления гражданами предпринимательской деятельности и повлекли ограничение их прав и законных интересов. Кроме этого, подозреваемый выдвигал иные незаконные требования к перевозчикам, а именно, по выделению пассажирского транспорта, заключению договоров с другими юридическими лицами, что также является ограничением самостоятельности и вмешательством в деятельность субъектов предпринимательской деятельности и юридических лиц», – говорилось в сообщении СУ СК России по Рязанской области.
Мэрия своих сдавать не собирается и заняла твердую позицию в конфликте с транспортным лобби. 31 июля пресс-служба ведомства сообщила, что городской исполнительный орган власти подаст апелляцию на решение суда об отмене обязательных электронных билетов в маршрутках. Кстати, интересы мэрии в суде представляют сохраняющий должность Андрей Каплинский и два его заместителя. Так что точку в этой истории ставить рано. Тем более что врио губернатора Рязанской области, оставаясь над схваткой, де-факто встал на сторону Булекова и Каплинского.
2 августа во время пресс-конференции Николай Любимов, отвечая на вопрос о конфликте администрации Рязани и перевозчиков, дал ясно понять: решение об установке комплексов ГЛОНАСС в общественном транспорте принималось на федеральном уровне.
– Что касается терминалов оплаты, то здесь нужен компромисс. Все перевозчики должны работать в равных условиях. Конкуренция должна быть честной, – резюмировал врио.
Тем временем
Маршрутчики теряют берега
В Рязанском областном суде закончилось рассмотрение еще одного дела по иску ИП и юридического лица, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам, – к губернатору и областной думе об оспаривании закона Рязанской области. Есть мнение, что почувствовав поддержку Фемиды, маршрутчики начали «терять берега».
Согласно закону на перевозчиков возлагается обязанность передавать в навигационно-информационную систему Рязанской области мониторинговую информацию о параметрах движения и местонахождения маршрутных такси, оборудованных аппаратами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Этим же законом предусмотрена ответственность за неисполнение данного требования в виде прекращения действия свидетельств.
В судебном заседании приняли участие со стороны ответчиков: представитель врио губернатора, представитель Рязанской областной думы.
Перевозчики ссылались на неясность и трудновыполнимость норм, возлагающих на них обязанность передачи мониторинговой информации. В определенных случаях при использовании аппаратов навигации могут возникать не зависящие от перевозчиков трудности в исполнении данных требований: начиная от сбоев в системе, блокирующих передачу данных, заканчивая поломкой машин, что тем самым делает невозможным выполнение заявленных планов-нарядов и передачу корректных данных.
Власть (ответчики) приводили доводы о том, что оспариваемая обязанность предусмотрена, прежде всего, федеральным законодательством и имеет цель обеспечить безопасность пассажироперевозок на территории региона.
Рязанский областной суд, рассмотрев материалы дела и заслушав доводы сторон, в иске бизнесменам отказал полностью.
Электронные билеты начали работать в части рязанских маршруток 1 июня 2017 года.
Водители маршрутных такси требуют отказаться от подобной системы расчета, так как считают ее не только не удобной для себя в плане выдачи пассажирам и сдачи, и билета, но и финансово невыгодной. Удобна ли такая система оплаты для пассажиров, никого не интересует.
Фото: 7info.ru
Павел Гресь