В Рязани есть место, где не приживаются осчастливленные бесплатными квартирами новоселы
Ко всем известным чудесам света стоит добавить дивное диво XXI века – получение квартиры. И дело не только в ее бесплатности во времена дороговизны всего и вся, но и в том, что новоселы иногда остаются живы после прохождения всех чиновных кругов ада, доказывая аварийность своего старого барака. Словом, чудеса случаются. Но частенько оказываются красивым фантиком от несуществующей конфетки, как в замечательном фильме Данелии «Сережа»: «Дядя Петя, ты дурак?», – спрашивает пацаненок у животастого, жестоко пошутившего дяденьки. Рязанские «переселенцы» не опускаются до такой грубости, они просто пытаются втюхать свои квартиры другим рязанцам, нуждающимся в жилье и не ведающим о строительных недочетах новых домов.
Продается, да не покупается
Дягилевский авиагородок — удивительное место, некогда построенное и благоустроенное только «для своих». Для людей, которые служат в полку дальней авиации, и их семей. Пропускной режим и единый распорядок дня, жители обсуждали одни проблем, вместе радовались и провожали в последний путь всем городком. У семей авиаторов схожие интересы и ценности. Для «чужаков» здесь не то чтобы не нашлось места, просто они и сами бы не прижились.
В нулевые, когда с городка был снят статус закрытого и перестал работать контрольно-пропускной пункт, почти ничего не изменилось. Работал свой Дом офицеров и свое радио, на котором можно было поздравить с днем рождения или юбилеем любого жителя.
В 2011 году в авиагородке появился не помянутый ни единым добрым словом бывший министр обороны Анатолий Сердюков, с которым местные связывают развал их устоявшегося жизненного уклада. Он «открестился» от Дома офицеров, стадиона, теннисного корта, бассейна под открытым небом и других таких же «непрофильных» объектов. Территорию с жилыми домами тоже отдал городу. Тогда-то и начался «большой распил» ценных земель.
Первыми пострадавшими стали жители домов №№ 8, 9 и 10 по улице Белякова: в их зеленом дворе началось строительство двух пятиэтажных домов для так называемых переселенцев — рязанцев, чьи дома признали ветхими и непригодными для проживания. Люди повозмущались, но их никто не услышал: старые летчики в наше время нужны лишь для антуража помпезных военно-патриотических праздников и под выборы. И два желтых, в оранжевых и коричневых «заплатках» дома на абсолютно лысом заасфальтированном пятачке были построены. Из «озеленения» — узкая полоска газона с чахлыми саженцами, воткнутыми настолько близко к стене дома, что рано или поздно их все равно придется уничтожить.
После ветхих бараков дома могут показаться красивыми и даже удобными для проживания (все ж туалеты в квартирах, а не на улице), но почему во многих окнах красуются огромные объявления: «Продается»?
Судя по объявлениям на одном из самых посещаемых сайтов, в двух 60-тиквартирных домах продается сразу десять квартир. Почти всеми так и не обжитыми «квадратами» занимаются агентства. То ли новоселам стыдно самим рекламировать столь неоднозначный «товар», то ли пока никак не отойдут от шока.
«Все в дешевом пластике»
По первому попавшемуся на глаза номеру телефона мне рассказали, что «однушка» замечательная: уютная, светлая и комфортная. На вопрос, почему хозяева продают столь расчудесное жилье, услышала: «Они через наше агентство приобрели более просторную квартиру, улучшили жилищные условия». То есть, жили-жили десятилетиями в бараке, а потом как принялись улучшать, так и остановиться не могут.
Позвонила по второму номеру и прослушала лекцию о пользе удаленности авиагородка от загазованного центра, развитой инфраструктуре и почти целебной местной воде. О гуле самолетов, отвратительном состоянии древнего водопровода (пройдя через который вода становится почти отравой), перенасыщенности этой самой инфраструктуры не было сказано ни слова. Авось, я не знаю и побегу покупать квартиру. О причине продажи услышала еще более фантастическое: «Хозяева в Москву переехали, теперь им эта квартира без надобности».
«Переселенцы», которые решили остаться в новом жилье, тоже оказались не слишком откровенны: «Нам же квартиры бесплатно дали, вдруг отнимут? Сейчас не знаешь, чего ждать». Но все же рассказали о неудобствах.
«Как только заехали — все кругом текло, такой конденсат стоял! То ли вытяжки какой в подвале не было… Сейчас трубу вывели, чтоб стекало. Квартира как бы с ремонтом, но со временем будем переделывать. Линолеум серый, стены бежевые, косяки коричневые – ну что это? Мужу все равно, а мне, как женщине, такое в глаза бросается. Стеклопакет на кухне вставлен "набекрень": под подоконником щель. Вызывали мастера доделывать. В комнате к батарее была подведена какая-то ржавая металлическая труба — переделывали. И главное — тут дышать нечем. В старом доме летом проветришь, хоть воздух живой, а тут… Я понимаю, что дареному коню в зубы смотреть не принято. Но мы ж живые люди! Дети тут. Живут, дышат, а кругом – самый дешевый пластик. Чем это обернется?», – на условиях анонимности рассказала жительница дома №17.
Из подвала, между первым и вторым подъездами, торчит труба водостока. Она выведена прямо на тротуар. До недавнего времени ее не было вовсе: вся влага накапливалась на крыше и в подвале. К слову, построены дома на болотистой почве, поэтому новоселы то тут, то там обнаруживают в стенах пока микроскопические трещины.
Возводило «дома для переселенцев» ООО «Инвестиционная Ипотечная Компания». Ее директор, Сурен Тамоян, является директором еще двух строительных компаний: ООО СК «Новый город» и ООО «Тамстрой».
Лучшее решение
Предполагаемое строительство двух высоток на границе почти 70-летнего парка уже по праву можно считать проектом провальным. Из-за того, что коммерсанты залезли на территорию Министерства обороны, в зону повышенных шумов, да еще и на земли, прилегающие к действующему аэродрому, стройка приостановлена. Рекламные плакаты, вывешенные на строительном заборе, пестрят «отзывами» местных жителей и о застройщике, и о самом строительстве. Даже если после выборов губернатора строительство возобновится, вряд ли покупатели выстроятся в очередь за квартирами, жить в которых будет попросту опасно.
Жители авиагородка знают, что предельно допустимый уровень шума в дневное время не должен превышать 55 дБ, в ночное время — 45 дБ. В городке уровень шумов достигает 75 дБ, но они привыкли.
«Мы же люди военные, жены добровольно разделили нашу участь, куда теперь деваться? А гражданские здесь не уживаются, тяжело им. Семьдесят пять децибел — это не шутки, при 120 дБ уже травмируются барабанные перепонки», – рассказывает о специфике проживания в городке бывший главный штурман 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС) Юрий Глушко.
Невозможно поверить в то, что застройщик ООО Строительная компания «Атриум», его московские учредители и управление градостроительства досконально не изучили все минусы строительства жилых домов на улице Белякова. Ведь и так, и эдак получается, что Белякова – не самая лучшая улица для возведения жилых строений. И самое лучшее, что смогут сделать застройщики, – забыть про нее. Раз и навсегда.
Нина ЛАВРОВА