Год за годом фестиваль уличных музыкантов преследуют одни и те же беды
С погодой фестивалю «Подбелка» снова повезло, даже слишком – ни намека на дождь, в небе ни облачка. Зато духота такая, что впору открывать торговлю веерами – этот бизнес точно не прогорел бы. Редкий случай, когда дождь не помешал бы мероприятию, а наоборот – вызвал общую радость.
То ли от немыслимой духоты, то ли от недосыпа, а скорее от них вместе, и самочувствие, и настроение были так себе. В отличие от прошлых лет, бродил по фестивалю, забегая в кафешки с кондиционером, без особого энтузиазма.
Организаторов можно поздравить с тем, что «Подбелка» окончательно ушла от своего первоначального названия и назначения, где самым главным (и чуть ли не единственным) был конкурс уличных музыкантов города. Ну, или тех, кто на время готов был в уличных музыкантов поиграть.
Уличные музыканты – это натуральное звучание, либо без, либо с минимальной подзвучкой. А организаторам хотелось добавить громкости и масштабности, и с третьего, кажется, фестиваля возле каждой из сцен появилась усиливающая аппаратура. После чего на «Подбелку» подтянулось изрядное количество деятелей двух направлений – кабацких музыкантов, для которых это возможность показать «товар лицом», и всяческой самодеятельности, не всегда умеющей попадать в ноты, зато горящей желанием выступить хоть перед кем-то.
Теперь «Подбелка» хочет быть просто музыкальным фестивалем, где на восьми сценах, каждая из которых заточена под свое, играют, как правило, начинающие коллективы города. За памятником Ленину – кабацкие, возле почтамта – рок-н-ролльные, на акустической сцене – те, что без барабанов, у «Чулана» – «тяжелые» и «альтернативные» (сплошь с английскими названиями, что в Рязани выглядит забавно). При этом почти никто, кроме самих музыкантов, не помнит, что многие из них еще участвуют в каком-то конкурсе. То есть соревновательный аспект, важный для начинающих авторов и коллективов, остался в прошлом. Год назад гран-при, например, получила группа «Парнас», до этого не раз выступавшая на «Подбелках» вне конкурса, как хэдлайнер главной сцены. Они профессионалы – заведомо выше на голову рядовых участников. Теперь внезапно оказалось, что и на поэтической площадке есть конкурс, о чем даже ее участники были не в курсе, но там случился обратный казус: «победила» графомания, хотя выступали и реальные, неплохого уровня сочинители.
Может, ну их, эти голосования? Смешно ведь за такими «результатами» наблюдать. Или жестче надо прописывать, кто здесь «приглашенная звезда», а кто начинающий.
Главное, что, расставшись с миссией фествиваля уличных музыкантов, полноценным музыкальным фестивалем «Подбелка» все равно не стала. Потому что никаких ведущих коллективов города, за исключением пары кабацких вроде того же «Парнаса» или «Таймерса», не выступало и не выступает. Небольшим исключением из грустного правила стала на этот раз джаз-роковая сцена Лыбедского бульвара, где можно было наблюдать «Feelin’s» и «Маму Jazz». Но появилась она, как удалось выяснить, стараниями некоего НПО «Ризур» (за что, кстати, огромное ему спасибо), а без целевой спонсорской помощи сцены не было бы вовсе.
Зачем нужна на фестивале поэтическая сцена – вообще не понимаю. То, что там происходит из года в год, похоже не на чтение стихов, а на экзамены по выживанию. Собираются люди читать стихи (иногда весьма неплохие), а их попросту не слышно – даже тех, кто громко орет – соседние сцены заглушают поэтическую легко и непринужденно. В этот раз, например, я застал выступление сразу двух девочек-«звездочек», отметившихся за пару недель до на всероссийском «Чемпионате поэзии им. Маяковского». Победителя чемпионата москвичку Алену Белавежскую и призера – рязанку Марию Тухватулину. Плюс выступление московского барда Александра Гурьянова, автора затейливых песен с играми словами и смыслами, где в тексты надо серьезно вслушиваться, чтобы понять, о чем там речь. Только никого из них послушать толком не удалось, хотя читали-пели весьма неплохо.
Сто раз уже писал, что поэтическую сцену надо переносить – это издевательство над участниками и публикой. Можно вынести на Лыбедский бульвар, например. В один из многочисленных дворов вокруг улицы. В зал почти любой из окрестных кафешек – вряд ли хозяева откажут. Или к памятнику Ленину: неужели митинги там проводить можно, а стихи читать нельзя? А в нынешнем виде поэтическая сцена не нужна. Желающих там выступить и так уже кот наплакал: наверняка, многие пристойные стихотворцы, кто на ней побывал, в следующий раз идти не захотят.
«Подбелка-2017» вышла, кажется, самой малолюдной за семилетнюю историю. Отчасти из-за жары и духоты. Отчасти из-за того, что параллельно на площади Победы власти поставили концерт «Хора Турецкого». Чем при этом руководствовались – затрудняюсь сказать. Потому что публика «Хора…» и фестивальной сцены на Лыбедском бульваре совпадают чуть ли не один в один. В следующий раз, наверное, еще где-нибудь в Песочне надо поставить сцену и позвать еще одну «звезду из телевизора». И про Московское шоссе не забыть. Город же у нас богатый, деньги лопатой гребем, чего бы крупные мероприятия для одной аудитории одновременно в разных местах не проводить.
В общем, выводы неутешительны. Из фестиваля уличных музыкантов, что придавало мероприятию какой-то шарм, «Подбелка» превратилась в фестиваль музыкантов кабацких и начинающих. Способна ли она превратиться во что-то более осмысленное – лично я сомневаюсь. Без посторонней помощи (как с новой сценой на Лыбедском бульваре в этом году) – вряд ли. Так что не уверен, дойду ли на следующую «Подбелку», даже если высплюсь, и погода будет не такая душная.
Анатолий ОБЫДЁНКИН